Программа Математика

Приложение к ООП МБОУ «НОШ с. Проечье»

Рабочая учебная программа
«Математика» 1 -4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа «Математика», 1 класс составлена на основе примерной программы
«Математика» УМК «Школа России», авторы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.,
Учебник «Математика» , М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др., в 2-х частях.
Рабочая тетрадь в 2-х частях, М.И. Моро, С.И. Волкова.
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Математика» отводится 4 часа в
неделю. Всего 132 часа (33 учебные недели) в первом классе и 136 часов (34 учебных недели ) в0 2-4
классах.
В рабочей программе общее количество часов по разделам соответствует общему количеству часов
авторской программы Моро М. И. «Математика».

Результаты изучения курса в 1 классе
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания
обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих
умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как
поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для
исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); - Определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы,
устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические
объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и
задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном
виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование
следующих умений.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и
соответствующие случаи вычитания
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20
- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20
- Записывать и сравнивать числа в пределах 20
- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок)
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а
также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и
- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной
- Строить отрезок заданной длины
- Вычислять длину ломаной.
Учащиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться:
- использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный
уровень)
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины (сантиметр, дециметр), объѐма
(литр) и массы (килограмм);
- выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер,
назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
- решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырѐхугольник,
пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырѐхугольников
прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты,
- определять длину данного отрезка;
- заполнять таблицу, содержащую не более трѐх строк и трѐх столбцов; (повышенный уровень)
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.

Результаты изучения курса во 2- классе
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» 2 класс
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Математика».
Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в
повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события,
факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы,

устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к математической науке. Метапредметные результаты: способность
анализировать учебную ситуацию' с точки зрения математических характеристик, устанавливать
количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм
поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;
умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать,
контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные результаты: у обучающихся формируется представление о числах как результате счѐта
и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно арифметические действия с
числами, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами
прядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в
процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают
начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие
учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений
уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например,
прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер). В
процессе измерений ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами,
устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения
текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления)
характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических
фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые,
графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием.
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается
умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать
суждения с использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить
вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности
выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты
своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы
предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и
оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности:
договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску
информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

Результаты изучения курса в 3 классе
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3 классах
является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения
при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельносозданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делатьвыбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем
классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна
для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных
учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять
причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного
текста.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом
своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других:высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя
аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать
будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от
известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование
следующих умений.
Учащиеся должныуметь:
использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах
1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в
этом ряду);
объяснять, как образуется каждая следующая счѐтная единица;
использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), массы (кг,
центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и
соотношение между единицами измерения каждой из величин;
использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника
(квадрата);
пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической
терминологией;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
представлять любое трѐхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и
делении трѐхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных
вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения
и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство
умножения для рационализации вычислений;
читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием

названий компонентов;
решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой
на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
находить значения выражений в 2–4 действия;
использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при
решении различных задач;
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении
уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах
измерения;
определять время по часам с точностью до минуты;
сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объѐму;

Результаты изучения курса в 4 классе
В результате четвертого года изучения учебного предмета "Математика" выпускник научится:
- выполнять арифметические действия с применением переместительного и сочетательного законов
арифметических действий: сложение, вычитание, умножение, деление и деление с остатком - в
пределах 100 - устно, с многозначными числами - письменно "столбиком" и "уголком", читать,
записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1 000 000;
- находить числа, большие или меньшие данного числа: на заданное число, в заданное число раз;
долю от величины, величину по ее доле, неизвестные компоненты арифметических действий;
- вычислять значение числового выражения, содержащего несколько действий со скобками или без
скобок с многозначными числами, осуществлять проверку полученного результата, в том числе с
помощью калькулятора;
- распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения в простейших случаях в
учебных и практических ситуациях; в простейших случаях приводить пример, иллюстрирующий
истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение;
- классифицировать объекты по заданным или самостоятельно установленным одному или
нескольким признакам;
- формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно- или двухшаговые) с
использованием связок "если..., то...", "значит", "поэтому", "и", "все", "некоторые", отрицание
простейших утверждений;
- знать и использовать при решении задач единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр (см),
дециметр (дм), метр (м), километр (км), единицы массы: грамм (г), килограмм (кг), центнер (ц),
тонна (т), единицы времени: секунда (с), минута (мин), час (ч), сутки, неделя, месяц, год, век,
единицу вместимости литр (л), единицы стоимости: копейка (коп.), рубль (р., руб.), единицы цены:
рубль за килограмм (руб./кг), рубль за штуку (руб./шт.), копейка за минуту (коп./мин), единицы
площади: квадратный метр (кв. м), квадратный дециметр (кв. дм), квадратный сантиметр (кв. см),
единицы скорости километр в час (км/ч), метр в секунду (м/с) и др., уметь преобразовывать одни
единицы данной величины в другие;
- знать и использовать при решении задач соотношение между ценой, количеством и стоимостью,
между скоростью, временем и пройденным путем;
- определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета, температуру воды,
воздуха в помещении, скорость движения транспортного средства, осуществлять выбор наиболее
дешевой покупки, наименьшего по времени пути, выполняя для этого необходимые действия и
вычисления;
- решать текстовые учебные и практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки,
движение, работу и т.п.) в несколько действий, предлагать разные способы их решения при наличии
таковых, выбирать рациональный способ решения, в том числе для задач с избыточными данными,
находить недостающую информацию из таблиц, схем и т.д.; фиксировать избыточную информацию;
- выбирать при решении задач подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные
вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, выполнять прикидку

результата вычислений, измерений: скорости в простейших случаях, массы, продолжительности
события, размеров объекта и т.п., оценивать полученный результат по критериям:
достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму;
- различать и называть геометрические фигуры: окружность, круг; различать изображения
простейших пространственных фигур: шара, куба; распознавать в простейших случаях проекции
предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену);
- находить периметр и площадь фигур, составленных из 2 - 3 прямоугольников, выполнять разбиение
(показывать на рисунке, чертеже) прямоугольника, простейшей составной фигуры на
прямоугольники или квадраты, окружность заданного радиуса, использовать линейку и циркуль для
выполнения построений;
- извлекать и использовать для решения задач информацию, представленную в простейших
столбчатых/полосчатых диаграммах, в простейших таблицах с данными о реальных процессах и
явлениях окружающего мира (в том числе календарь, расписание), в предметах повседневной жизни
(ярлык, этикетка, счет, меню, прайс-лист, объявление и т.п.);
- структурировать информацию с помощью таблиц, схем и чертежей, вносить данные в таблицу,
заполнять схемы и чертежи числовыми данными;
- составлять план решения задачи и следовать ему в процессе решения; использовать
формализованные описания последовательности действий (план действий, схема, блок-схема и т.п.)
в практических и учебных ситуациях;
- выполнять алгоритмы, в том числе с условными переходами и подпрограммами; составлять
алгоритмы для исполнителей с простой системой команд;
- иметь представление о гигиене работы с компьютером.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять
свои действия.
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки
результата действия и др.).
- решать задачи в 3—4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр,
конус.
- вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и
диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…»,
«верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
- составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и
диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с
помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять,
сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Содержание учебного материала в 1 классе
Числа и величины (32час)
Числа от 1 до 10. Число 0
Счѐт предметов и их изображение, движений, звуков и др. Порядок следования чисел при счѐте.

Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно
следующего за ним при счѐте. Запись и чтение чисел от 1 до 10.
Число «нуль». Его получение и образование. Равенство, неравенство.
Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с опорой на
порядок следования чисел при счѐте). Состав чисел 2, 3, 4, 5.
Числа от 1 до 20
Название и запись чисел от 1 до 20.
Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Десятичный состав чисел от 11 до 20.
Отношения «равно», больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с опорой на
порядок следования чисел при счѐте, с помощью действий вычитания).
Группировка чисел. Упорядочение чисел.
Составление числовых последовательностей.
Величины
Сравнение и упорядочение предметов (событий) по разным признакам: массе, вместимости, времени,
стоимости.
Единицы массы: килограмм.
Единицы вместимости: литр.
Единицы времени: час.
Определение времени по часам с точностью до часа.
Единицы стоимости: копейка, рубль.
Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к.
Единицы длины: сантиметр, дециметр.
Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Арифметические действия(60 часов)
Сложение и вычитание
Сложение. Слагаемое, сумма. Знак сложения. Таблица сложения. Сложение с нулѐм. Перестановка
слагаемых в сумме двух чисел.
Перестановка и группировка слагаемых в сумме нескольких чисел.
Вычитание. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Знак вычитания. Вычитание нуля.
Взаимосвязь сложения и вычитания.
Приѐмы вычислений:
а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел;
б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего
случая сложения.
Таблица сложения и вычитания в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и
вычитание с числом 0.
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10. С использованием изученных
приѐмов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Отношения «больше на…», «меньше на…». Нахождение числа, которое на несколько единиц
(единица разряда) больше или меньше данного.
Числовые выражения
Чтение и запись числового выражения. Нахождение значений числовых выражений в одно два
действия без скобок.
Чтение и запись числовых выражений.
Свойства арифметических действий: переместительное свойство сложения и умножения,
сочетательное свойство сложения

Работа с текстовыми задачами(22часа)
Задача
Условие и вопрос задачи.

Установление зависимости между величинами, представленными в задаче. Планирование хода
решения и ответа на вопрос задачи.
Решение текстовых задач арифметическим способом
Задачи, при решении которых используются: смысл арифметического действия (сложение,
вычитание). Понятия «увеличить на…», «уменьшить на…». Решение задач в одно, два действия на
сложение и вычитание. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого
и неизвестного вычитаемого.
Решение задач логического характера.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры(12часов)
Пространственные отношения
Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Взаимное расположение
предметов в пространстве и на плоскости: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе –
дальше, между.
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме
(круглый, квадратный, треугольный).
Направления движения: слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх).
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже).
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на…
Геометрические фигуры
Распознавание и называние геометрической фигуры: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная
(замкнутая и незамкнутая), многоугольник.
Углы, вершины, стороны многоугольника.
Выделение фигур на чертеже.
Изображение фигуры от руки.
Геометрические величины(4часа).
Длина отрезка. Периметр
Единицы длины: сантиметр, дециметр, соотношения между ними. Переход от одних единиц длины к
другим.

Содержание учебного материала в 2 классе
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические
фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Числа и величины
Счѐт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 100.
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Величины и единицы их измерения. Единицы вместимости (литр), времени (час, минута), длины
(метр, миллиметр). Единицы стоимости (рубль, копейка). Соотношения между единицами измерения
однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение, деление. Названия компонентов арифметических действий,
знаки действий. Таблица сложения, умножения. Арифметические действия с числами 0 и 1.
Взаимосвязь арифметических действий.
Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка слагаемых,
множителей).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа,
сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.)
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок,
ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование
чертежных документов для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар,
параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка, периметра многоугольника
Работа с данными (изучается на основе содержания всех разделов математики)
Сбор и представление информации, связанной со счетом,
измерением величин; фиксирование результатов сбора.
Таблица: чтение и заполнение таблицы.

Содержание учебного материала в 3 классе
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 1 000.
Сотня. Счѐт сотнями. Тысяча. Трѐхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные
слагаемые. Чтение и запись трѐхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел
в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приѐмы сложения и вычитания
трѐхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство
умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное
свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений.
Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение
результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Операции умножения и
деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к
действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приѐмы умножения
трѐхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приѐмы деления
трѐхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения
между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Элементы алгебры.
Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с ± b ; а ∙ х =
с± b; а : х = с ∙ b ит.д.
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи.
Итоговое повторение.

Содержание учебного материала в 4 классе
Числа и действия над ними
Разрядная единица тысяча. Разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч.
Класс единиц и класс тысяч. Поразрядное сравнение многозначных чисел.
Понятие доли. Сравнение долей одного целого.
Составление упорядоченного набора чисел по заданному правилу.

Письменное сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел (с записью столбиком и
уголком).
Деление с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка.
Письменное деление с остатком с записью уголком. Случаи деления многозначного числа на
однозначное и многозначного числа на многозначное.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений при нахождении
значения числового выражения, содержащего несколько действий.
Проверка полученного результата, в том числе с помощью калькулятора.
Нахождение числа, большего или меньшего данного числа: на заданное число, в заданное число раз.
Нахождение доли от величины, величины по ее доле.
Нахождение неизвестного компонента действий сложения, вычитания, умножения и деления.
Величины и действия над ними
Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Соотношения между
ними.
Масса. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Длина. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между
ними.
Площадь. Единицы площади: квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр,
квадратный миллиметр. Соотношения между ними.
Скорость. Единицы скорости: километры в час, метры в секунду.
Цена, количество, стоимость; соотношение между ними.
Производительность, объем работы, время работы, соотношение между ними.
Сложение и вычитание однородных величин.
Умножение и деление величины на натуральное число. Деление величины на однородную величину.
Нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата). Нахождение периметра и площади
фигур, составленных из 2 - 3 прямоугольников.
Понятие о вместимости. Единица вместимости литр.
Текстовые задачи и алгоритмы
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время,
пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс
изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчета стоимости
(цена, количество, общая стоимость товара). Использование таблиц для решения текстовой задачи.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение текстовых задач разными способами.
Составление плана (алгоритма) решения задачи. Формализованные описания последовательности
действий (план действий, схема, таблица, блок-схема и т.д.) в ситуациях повседневной жизни и при
решении учебных задач.
Составление алгоритмов для исполнителей с простой (понятной) системой команд.
Пространственные представления и геометрические фигуры
Распознавание геометрических фигур: окружность, круг, простейших пространственных фигур: шар,
куб, проекций предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену) в простейших случаях.
Разбиение фигуры на прямоугольники или квадраты.
Построение окружности заданного радиуса.
Использование линейки и циркуля для выполнения построений.
Работа с данными
Извлечение и использование для решения задач информации, представленной в простейших
столбчатых диаграммах, в простейших таблицах с данными о реальных процессах и явлениях
окружающего мира (в т.ч. календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (ярлык,
этикетка, счет, меню, прайс-лист, объявление и т.п.).
Представление информации с помощью таблиц, схем, столбчатых диаграмм.

Тематическое планирование.
«Математика», 1 класс
№
п.п.

Наименование раздела

Количество
часов

1

Подготовка к изучению чисел. Пространственные
и временные представления.
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация
Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и
вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация
Числа от1 до 20. Табличное сложение и
вычитание.
Итоговое повторение
Итого

10

2
3
4
5
6

Количество
к/р по
разделу

26
49
15
21
11
132

1
1

Тематическое планирование
«Математика», 2 класс

Кол-во
часов

№

Название раздела

1
2
3

Числа от 1 до 100. Нумерация.
17
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.
46
«Сложение и вычитание чисел от 1 до 100» 29
(письменные вычисления).
«Умножение и деление».
25
Табличное умножение и деление.
19
Всего
136 часов

4
5

Кол-во
контрольных
работ
1
1
1
1
4

Тематическое планирование
«Математика», 3 класс

№

Раздел и тема

Кол – во К/Р
часов
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание
9
1
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление 50
1
Доли
25
Деление с остатком
10
Нумерация. Числа от 1 до 1000.
13
1
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.
11
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление.
4
Приѐмы письменных вычислений. Повторение.
14
1
136
4

Тематическое планирование
«Математика», 4 класс

№
1
2
3
4
5
6

Наименование раздела
Числа от 1 до 1000
Числа, которые больше 1000. Нумерация
Числа, которые больше 1000. Величины
Сложение и вычитание
Умножение и деление
Итоговое повторение
Итого

Кол-во
часов на
тему
12
9
14
10
79
12
136

Кол-во к\р по
разделу
1
1
1
3

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575793
Евдощук Любовь Александровна
С 16.03.2021 по 16.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (424) 439-32-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».