Программа Окружающий мир

Приложение к ООП МБОУ «НОШ с. Поречье»

Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир», 1 -4 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа «Окружающий мир», 1-4 класс составлена на основе
примерной программы «Окружающий мир» УМК «Школа России», автор А.А.
Плешаков.
Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков. В 2-х частях.
Рабочая тетрадь А.А. Плешаков. В 2-х частях.
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Окружающий мир»
отводится 2 ч в неделю. Всего 66 часов (33 учебные недели) в каждом классе.
Содержание и количество часов рабочей программы соответствует авторской.
Результаты изучения курса в 1 классе
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной
принадлежности;
формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1-м классе является
формирование следующих умений:Знать домашний адрес, имя , отчество родителей
Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно
оценить как хорошие или плохие.
Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире (настоящее, прошлое, будущее).
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать
конкретнее поступки как хорошие или плохие.
Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими
людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру
природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных
вопросов;
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные
задания;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы.
Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
(основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура
поведения в общественных местах).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать
ролевые игры).
Формировать умение работать в группах и парах.
Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является
сформированность следующих умений.
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся;
родного города (села);
• государственную символику России: флаг, герб, гимн;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные
размеры);
• вести наблюдения в природе.
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их
роль в жизни человека;
• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое
отношение к миру; знать названия дней недели;
• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
отображать их на рисунке (схеме);
• различать овощи и фрукты;
• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними
животными (кошкой, собакой);
• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы;з нать
важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила
безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных
средств) и соблюдать их;
• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
• правила сохранения и укрепления здоровья.
Результаты изучения курса во 2 классе
личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств еѐ осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Результаты изучения курса во 3 классе
Личностные
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств еѐ осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
Предметные
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем
мире.
Результаты изучения курса во 4 классе
Планируемые результаты
В результате четвертого года изучения учебного предмета "Окружающий мир"
выпускник научится:
- распознавать изученные объекты (в том числе планеты солнечной системы, природные
зоны, основные природные сообщества) и явления живой и неживой природы (в том числе
смена дня и ночи, смена времен года) по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты (природные зоны,
растения и животных разных природных зон России, особенности труда и быта людей в
разных природных зонах, отдельные исторические события, вклад в историю страны ее
выдающихся деятелей, традиции и обычаи народов России), выделяя их существенные
признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе 3 - 5 внешних признаков или
известных характерных свойств;
- группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая 1
- 2 признака для группировки; проводить простейшие классификации;
- использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (смена дня и ночи, сезонные изменения на Земле, особенности
растительного и животного мира природных зон в соответствии с природными условиями,
взаимосвязи организмов в природном сообществе (цепи питания), экологические связи в
разных природных зонах, природных сообществах);
- демонстрировать готовность к соблюдению норм экологической безопасности в
повседневной жизни, осознавая ценность природы и необходимость ее охраны;
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
государственные праздники РФ; достопримечательности столицы и родного края;
- понимать роль Конституции РФ как основного закона страны и Президента РФ как
главы государства;
- показывать на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион
и его главный город; на физической карте - крупные географические объекты России
(горы, равнины, реки, озера, моря, омывающие территорию России); на исторической
карте места исторических событий;
- находить место изученных событий на "ленте времени", соотносить изученные

исторические события с датами, конкретную дату с веком; правильную
последовательность исторических эпох на ленте времени;
- осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни, личную ответственность за
сохранение и укрепление своего здоровья;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте,
общественных местах, у водоемов; правила безопасности в Интернете;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по
исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное
оборудование и измерительные приборы и следуя инструкциям и правилам безопасного
труда;
- использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на
бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
- создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и
обществе на заданную тему (3 – 5 предложений).
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту
(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной
гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать
первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым
чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации,
социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность
выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.

Содержание курса 1 класс
Введение (2 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша
школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в
частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами
безопасности в пути.
Что и кто? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота
и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота.
Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями
комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам,
шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с
разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их
внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода.
Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными.
Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя).
Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город
(село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение
нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями
цветника.
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными
деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных
деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений?
Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (13 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила
безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по
усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями,
необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными
растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания,
например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как
сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов
ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (10 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные
прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного
обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в
будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (21 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна –
естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных,
человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог
и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо
мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь.
Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей
планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Содержание курса 2 класс
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Где мы живем»,
«Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение»,
«Путешествия»
Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и
предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы:
смена времѐн года, снегопад, листопад, перелѐты птиц, смена, времени суток, рассвет,
закат, ветер, дождь, гроза.
Звѐзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их
названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей
страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена
года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены времѐн года. Смена времѐн года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, еѐ составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение
за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного
края (2—3 примера).
Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного
края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных
животных (хищные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных;
животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на
природные сообщества.
Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного
мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга
России, еѐ значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и
здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и
культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого еѐ члена. Общее
представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений
разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с
представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения,
взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека:
общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в
семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о
детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная.
Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Экономика, еѐ составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство,
транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и
семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.
Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из
важнейших задач общества.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон
Российской Федерации. Права ребѐнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва
—
столица
России.
Святыни
Москвы
—
святыни
России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник
Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца
России (по выбору). Святыни городов России.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий
на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической
карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному
наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и
укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при лѐгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоѐме
в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его
окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила
безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с
кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и
использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого
человека.
Содержание курса 3 класс
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой
природы.
Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие,
память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между
живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного
дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с
помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под
влиянием человека.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и
вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов.
Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния
воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека.
Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии
воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об
образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых
организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности
людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль
растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения
из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные,
хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.
Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние
человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные
и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России.
Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмыпроизводители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в
круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств
воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян
растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром,
животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи
(порез, ожог, ушиб, обморожение
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и
физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее
роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их
предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением тела; упражнения в оказании
первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных
веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время
пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки:
предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с
незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления.
Экологическая безопасность.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства,
капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи
полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность.
Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство
тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и
загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых;
знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных
растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные
достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы,
особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности,
знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов

Содержание курса 4 класс
Человек и природа
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Характеристика планет Солнечной
системы. Естественные спутники планет. Особенности движения Земли в космическом
пространстве. Причины смены дня и ночи и времен года.
Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические
проблемы и пути их решения.
Всемирное природное наследие. Наиболее значимые объекты Всемирного природного
наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга.
Формы земной поверхности. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного
края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на
карте. Бережное отношение к полезным ископаемым.
Реки, озера и моря России, их значение в жизни людей, обозначение на карте.
Крупнейшие и наиболее известные реки и озера нашей страны. Моря, омывающие берега
России, их принадлежность к трем океанам, роль в жизни людей. Сравнительная
характеристика Белого и Черного морей.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их
смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены
природных зон. Представление о высотной поясности. Экологические связи в природных

зонах. Природные сообщества: лес, луг, пресных вод. Влияние человека на их жизнь,
охрана.
Человек и общество
Наша родина - Россия, Российская Федерация. Государственные символы: герб, флаг и
гимн. Их история, значение в жизни государства и общества. Правила поведения при
прослушивании гимна. Россия многонациональная страна (Города России. Народы,
населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта, уважительное
отношение к своему и другим народам.) Конституция - Основной закон Российской
Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации - глава государства.
Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие
граждан. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного
края. Всемирное культурное наследие. Наиболее значимые объекты Всемирного
культурного наследия в России и за рубежом. Политико-административная карта России.
Праздники в жизни человека, семьи, страны.
Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Знаменитые
соотечественники, их вклад в историю и культуру России.
Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летоисчисление в древности и в наши дни.
Лента времени. Историческая карта.
История Отечества. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций
людей в разные исторические времена. Наиболее важные и яркие события общественной
и культурной жизни страны в разные исторические периоды.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека
за сохранение и укрепление своего здоровья.
Правила безопасного поведения в природе.
Безопасность в сети Интернет

Тематическое планирование 4 класс
№
п\п
1
2
3
4
5
6

Название раздела и его тем
Земля и человечество
Природа России
Родной край – часть большой страны.
Страницы всемирной истории
Страницы истории России
Современная Россия
Итого

Кол-во часов
на раздел и
тему
9
10
11
5
19
14
68/1

Тематическое планирование 3 класс

№

Наименование раздела и его тем
Как устроен мир
Эта удивительная природа
Мы и наше здоровье
Наша безопасность
Чему учит экономика
Путешествия по городам и странам
Итого

1
2
3
4
5
6

Кол-во час
7
19
10
8
12
12
68

Кол-во
к/р

1
1

Тематический план 2 класс
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название раздела
Где мы живем
Природа
Жизнь города и села
Здоровье и безопасность
Общение
Путешествия
Итого

Кол-во часов
4
10
9
7
19
68/1
Тематический план 1 класс

Наименование раздела и его тем
Введение (2 часа)
«Что и кто?»

Кол-во часов
2
20

«Как, откуда и куда?»

13

«Где и когда?»
«Почему и зачем?»
Резерв
Итого

10
21
2
62

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575793
Евдощук Любовь Александровна
С 16.03.2021 по 16.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (424) 439-32-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».