Программа Литературное чтение

Приложение к ООП МБОУ «НОШ с. Поречье»

Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение», 1 -4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа «Литературное чтение» составлена на основе примерной программы
«Литературное чтение» УМК «Школа России» , авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В.
Голованова.
Учебник «Азбука», авторы В. Г. Горецкий, В.А Кирюшкин. В 2-х частях
Учебник «Литературное чтение», авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. В 2-х
частях.
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Литературное чтение» отводится 4
часа в неделю. Всего 132 часа (33 учебные недели) и 136 часов (34 учебных недели ) Их них на курс
«Обучение грамоте» - 102 ч, на курс «Литературное чтение» - 30 ч. для первого класса . В четвертых
классах на изучение предмета отводится 102 часа (34 недели) при планировании 3 часов в неделю.
Данная рабочая программа по количеству часов и по содержанию соответствует программе
УМК Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, «Школа России», М. «Просвещение»,
2011 .

Результаты изучения курса в 1 классе
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих метапредметных результатов:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств еѐ осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного
построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов
в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей еѐ достижения, осмысливать
собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты:
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность
следующих умений:
1 класс

- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя,
учащихся;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- различать рассказ и стихотворение

Результаты изучения курса в 2 классе
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, еѐ историю, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского
общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств еѐ осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей еѐ достижения, осмысливать
собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения
и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине
и еѐ людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приѐмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно
краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать
их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение
— письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на
прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на
основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на
основе личного опыта.

Результаты изучения курса в 3 классе
Личностные
Формирование чувства гордости за свою Родину, еѐ историю, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского
общества;
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
Формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств еѐ осуществления;
Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной формах;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей еѐ достижения, осмысливать
собственное поведение и поведение окружающих;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения
и передачи нравственных ценностей и традиций;
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и
еѐ людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре
и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приѐмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно
краткую аннотацию;
Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать
их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение

— письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на
прочитанное произведение;
Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на
основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на
основе личного опыта.

Результаты изучения курса в 4 классе
Планируемые результаты
В результате четвертого года изучения учебного предмета "Литературное чтение" выпускник
научится:
- различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений национальной
литературы и фольклора разных народов России; находить в них отражение нравственных ценностей
(добро и зло, стремление к истине, Родина, планета Земля, народы и их культуры и др.), факты
бытовой и духовной культуры;
- соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства.
Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
- владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей
понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая свое
отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной
задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное,
просмотровое);
- воспринимать фактическое содержание художественного, научно-популярного и учебного текстов,
осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах,
подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в
том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора
произведения, его героя и того, кто о нем рассказывает, определять тему и главную мысль
прочитанного или прослушанного произведения;
- определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и
самостоятельно составлять портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера.
Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания
или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
- характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
Устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев
одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также
самостоятельно определять критерии для сравнения;
- находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет,
сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка
для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного;
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других
источников информации;
- составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;
- применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть и
участвовать в драматизации; создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных
произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным
продолжением, словесные иллюстрации), создавать произведения самостоятельно и по аналогии с
прочитанными, на предложенную тему;

- выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе
издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию,
предисловие, иллюстрации);
- составлять аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по заданному образцу;
- самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию в соответствии с
учебной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других
видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры
проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя
ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура
текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание,
метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста.
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное
литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного
предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное,
созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде
мультимедийного продукта (мультфильма).

Содержание учебного материала 1 класса

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой
речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной
задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых
выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся
в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте.
Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду
учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике
(на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра
фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его
значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой).
Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак - рак). Работа с моделями: построение
модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и
согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.
Согласные звонкие и глухие, парные - непарные.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное
ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости - мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ѐ, Ю, ю, Я, я (йотированные), их
функции.
Обозначение буквами звука [й'] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения
тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание
письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки.
Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи ши, ча - ща, чу - щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку
отдельных слов и предложений (три - пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный
анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Слово и предложение
Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение
различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение
их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в
именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Орфография
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча - ща, чу - щу, жи - ши);

- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
- раздельное написание слов;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление
деформированного текста повествовательного характера.
Жили-были буквы
Стихотворения В. Данько, С. Чѐрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е.
Григорьевой.
Творческая работа: волшебные превращения.
Проектная деятельность. «Создаѐм город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И.
Токмаковой, Ф. Кривина.
Сказки, загадки, небылицы
Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».
Сказки А. С. Пушкина.
Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.
Апрель, апрель. 3венит капель!
Лирические стихотворения А. Майкова, А. Пле¬щеева, Т. Белозѐрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е.
Трутнева.
Проект: «Составляем сборник загадок».
И в шутку и всерьѐз
Весѐлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т.
Собакина.
Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.
Я и мои друзья
Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я.
Акима, Ю. Энтина.
О братьях наших меньших
Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.
Рассказы В. Осеевой.
Сказки — не сказки Д. Хармса, Н. Сладкова.

Содержание учебного материала 2 класса
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Вводный урок», «Самое
великое чудо на свете», «Устное народное творчество», «Люблю природу русскую. Осень», «Русские
писатели», «О братьях наших меньших», «Из детских журналов», «Люблю природу русскую. Зима»,
«Писатели детям», «Я и мои друзья», «Люблю природу русскую. Весна», «И в шутку и всерьѐз»,
«Литература зарубежных стран».
Вводный урок
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарѐм.
Самое великое чудо на свете
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя.
Талант читателя.
Устное народное творчество
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки,
прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое

зѐрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гусилебеди».
Люблю природу русскую. Осень
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого,
С.Есенина.
Русские писатели
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни.
Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших
Весѐлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научнопопулярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова,
В.Бианки.
Из детских журналов
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина,
С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весѐлые стихи о зиме
А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри».
Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова,
Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина,
С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьѐз
Весѐлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм
стихотворения.
Литература зарубежных стран
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака,
В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.Х.. Андерсен.» Принцесса на горошине». Энни Хогарт. «Мафин и паук».

Содержание учебного материала 3 класса
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного
творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная
литература.
Разделы состоят из произведений, составляющие золотой фонд детской литературы.
Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Самое великое чудо на свете (5 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фѐдоров
Устное народное творчество (15 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка»,
«Иван царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка».
Поэтическая тетрадь 1 (11ч)
1. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».
2. А.А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»

3. И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы»
4. И.З. суриков «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (22ч)
1. А.С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало»,
«В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер»,
«Сказка о царе Салтане…»
2. И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»
3. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком», «Утѐс», «Осень»
4. Л.Н. Толстой «Детство», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на
траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
1. Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором», «Славная осень», «Дедушка Мазай и зайцы».
2. К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
3. И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелѐный ельник у дороги»
Литературные сказки (8 ч)
1. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алѐнушкины сказки», « Сказка про храброго Зайца–Длинные Уши,
Косые Глаза, Короткий Хвост»
2. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
3. В.Ф. Одоевский « Мороз Иванович»
Были и небылицы (9ч)
1. М.Горький «Случай с Евсейкой»
2. К.Г. Паустовский «Растрѐпанный воробей»
3. А.И. Куприн «Слон»
Поэтическая тетрадь 1 (7 ч)
1. С.Чѐрный « Что ты тискаешь утѐнка…», «Воробей», «Слон»
2. А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
3. С.А. Есенин «Черѐмуха»
Люби живое (13 ч)
1. М.М. Пришвин «Моя Родина»
2. И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»
3. В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещѐ раз про Мальку»
4. В.В. Бианки «Мышонок Пик»
5. Б.С. Жидков «Про обезьянку»
6. В.Л. Дуров «Наша Жучка»
7. В.П. Астафьев «Капалуха»
8. В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
1. С.Я. Маршак «Гроза днѐм», «В лесу над росистой поляной»
2. А.Л. Барто «Разлука», «В театре»
3. С.В. Михалков «Если…»
4. Е.А. Благина «Кукушка», «Котѐнок»
Собирай по ягодке – наберѐшь кузовок (15 ч)
1. Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберѐшь кузовок»
2. А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещѐ мама»
3. М.М. Зощенко «»Золотые слова», «Великие путешественники»
4. Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»
5. В.Ю. Драгунский «Друг детства»
По страницам детских журналов (8 ч)
1. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», « Воспитатели»

2. Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»
3. Р.Сеф «Весѐлые стихи»
Зарубежная литература (11 ч)
1. «Храбрый Персей»
2. Г.Х. Андерсен «Гадкий утѐнок»
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и
детях, юмористические произведения, отрывки из книг на историческую тему, а также стихи и
рассказы из детских журналов.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выделяет
произведения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10
произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика

Содержание учебного материала 4 класса
Раздел 1 «Книга в мировой культуре». (8 часов)
Основные понятия: библиотека, каталог, аннотация. Высказывания о книгах известных людей
прошлого и современности.
Раздел 2 «Истоки литературного творчества». (17 часов)
Основные понятия: сказки, притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества.
Раздел 3 «О Родине, о подвигах, о славе». (13часов)
Основные понятия: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Стихи и рассказы о войне.
Раздел 4 «Жить по совести, любя друг друга». (15 часов)
Основные понятия: ответственность, совесть. Рассказы о дружбе, хороших делах.
Раздел 5 «Литературная сказка». (18 часов)
Основные понятия: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели народных сказок.
Литературные сказки.
Раздел 6 «Великие русские писатели». (26 час)
Основные понятия: средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет,
сравнение. Сравнение произведений живописи и литературы.
Раздел 7 «Литература как искусство слова». (5 часа)
Обобщение по курсу литературного чтения. Самостоятельные работы.

Тематический план
«Литературное чтение», 1 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Наименование раздела и его тем

Количество
часов на
раздел и
каждую
тему
2
20
64
16
5
4
3
4
6
8
132

Раздел 1 Адаптация.
Раздел 2 Добукварный период.
Раздел 3. Букварный период.
Раздел 4. Послебукварный период
Раздел 5. Жили-были буквы
Раздел 6. Сказки, загадки, небылицы
Раздел 7. Апрель! Апрель! Звенит капель
Раздел 8. И в шутку и всерьѐз
Раздел 9. Я и мои друзья
Раздел 10. О братьях наших меньших
Итого

Кол-во к/р

1

Тематический план
«Литературное чтение » 2 класс
№
Название раздела
п/п
1
Вводный урок
2
Самое великое чудо на свете
3
Устное народное творчество
4
Люблю природу русскую. Осень.
5
Русские писатели
6
О братьях наших меньших
7
Из детских журналов
8
Люблю природу русскую Зима.
9
Писатели детям
10
Я и мои друзья
11
Люблю природу русскую Весна.
12
И в шутку и всерьез
13
Литература зарубежных стран
Итого
136

Кол-во часов
1
4
15
8
15
12
8
10
17
10
9
14
13

Кол-во к/р

1
1

Тематический план
«Литературное чтение » 3 класс
№П/П Раздел
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

. Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Поэтическая тетрадь 1
Великие русские писатели
Поэтическая тетрадь 2
Литературные сказки
Были-небылицы
Поэтическая тетрадь..
Люби живое
Поэтическая тетрадь…
Собирай по ягодке – наберѐшь кузовок.
По страницам детских журналов
Зарубежная литература
Резерв
Итого

Кол-во
часов
5ч
15 ч
10 ч
21 ч
6ч
8ч
9ч
7ч
14 ч
6ч
15 ч
8ч
12 ч
2
136

К/Р

1

Тематический план
«Литературное чтение » 4 класс
№

Наименование раздела

Кол-во
часов

Контроль
ные
работы

1

Летописи, былины, сказания, жития.

8

2

Чудесный мир классики.

18

3

Поэтическая тетрадь

7

4
5

Литературные сказки.
Делу время- потехе час.

14
6

6

Страна детства.

8

7

Поэтическая тетрадь.

5

8

Природа и мы.

11

9

Поэтическая тетрадь.

5

10

Родина.

4

11
12

Страна Фантазия.
Зарубежная литература.

5
11

1

Итого

102

1

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575793
Евдощук Любовь Александровна
С 16.03.2021 по 16.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (424) 439-32-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».