Программа Русский язык

Приложение к ООП МБОУ «НОШ с. Поречье»

Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык», 1-4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа «Русский язык», 1-4 класс составлена на основе примерной программы «Русский
язык» УМК «Школа России», авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
.Горецкий, Н.А. Федосова, 4 части.
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский язык» отводится 4 ч в
неделю. Всего 132 часов (33 учебные недели) в 1 классе. Из них 121 час – обучение письму, 44 часа –
русский язык; 136 часов во 2-4 классах (34 учебных недели )
В рабочей программе общее количество часов по разделам соответствует общему количеству часов
примерной программы.

Требования к результатам изучения
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание
своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду,
к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств еѐ осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и
сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении
несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры,
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи
собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка:
фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические
категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание курса в 1 классе
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.
Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной
мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного
решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение
умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое
овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание,
повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и
бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых
выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся
в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учѐтом гигиенических требований к этому
виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное,
выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике
(на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций
картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление
числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или
несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов.
Подбор слов к определѐнной модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твѐрдых и
мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом
обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твѐрдости-мягкости согласных звуков.
Функция букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный
звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу ребѐнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких
текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие
осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое
чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и
свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на
пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приѐмов и
последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение
над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его
прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Содержание курса во 2-м класс
Наша речь
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.
Виды речевой деятельности человека. Диалог и монолог
Текст
Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста
Заглавие Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. Составление рассказа по
рисунку, данному началу и опорным словам.
Предложение
Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Знаки препинания конца
предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Предложения, различные по цели
высказывания. Второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и
сказуемое — главные члены предложения. Распространѐнные и нераспространѐнные предложения.
Связь слов в предложении
Слова, слова, слова….
Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова.
Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и
орфографическим словарями. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения
слов. Синонимы. Работа со словарѐм синонимов. Антонимы Работа со словарѐм антонимов.
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.
Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах. Корень слова.
Работа со словарѐм однокоренных слов. Различение однокоренных слов и синонимов, родственных
слов и слов с омонимичными корнями.
Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слог как минимальная произносительная
единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словообразующая функция ударения.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского
языка. Перенос слов. Правила переноса
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Алфавит. Употребление прописной (заглавной) буквы.
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой
«За обедом». Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ѐ, ю, я и их функции в слове.
Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.
Особенности проверяемых и проверочных слов Способы проверки написания буквы, обозначающей
безударный гласный звук. Способы проверки безударных гласных в корне. Упражнения в написании

слов с безударными гласными. Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными,
проверяемыми ударением. Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.
Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Упражнение в
правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об
орфограмме. Согласные звуки, их признаки. Согласный звук [и'] и буква «и краткое». Слова с
удвоенными согласными. Твѐрдые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ѐ, ю, ь. Мягкий знак (ь)
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Правописание слов с мягким знаком на
конце и в середине перед согласным. Шипящие согласные. Звонкие и глухие согласные звуки, и их
обозначение буквами. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце
слова и в корне. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой
парного согласного. Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в
корне. Разделительный мягкий знак (ь). Наблюдение над произношением слов с разделительным
мягким знаком. Использование на письме разделительного мягкого знака.
Части речи
Общее представление о частях речи.
Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.
Работа с графической информацией.
Имя существительное
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с
именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.
Общее представление об имени существительном как части речи
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи
Одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные
Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных
Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на
вопросы к тексту
Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах
собственных.
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Заглавная буква в именах
существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных)
Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.
Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)
Число имѐн существительных. Изменение существительных по числам. Имена
существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко).
Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во
множественном числе
Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе
имени существительного как части речи.
Глагол
Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление)
Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи
Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста
Число глагола. Изменение глагола по числам
Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи
Правописание частицы не с глаголом
Обобщение знаний о глаголе
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений
Текст-повествование и роль в нѐм глаголов.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.
Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные
Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании
Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению
Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов

Изменение имѐн прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени
прилагательного от формы числа имени существительного.
Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе.
Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия,
шампунь и др.
Обобщение знаний об имени прилагательном
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Понятие о тексте-описании.
Роль имѐн прилагательных в тексте-описании.
Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе
личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).
Местоимение
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее
представление)
Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.
Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования.
Составление по рисункам текста-диалога. Текстрассуждение. Структура текста-рассуждения.
Обобщение по теме
Предлоги
Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами.
Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи
Правописание предлогов с именами существительными.
Проект «В словари за частями речи!»
Обобщение знаний о частях речи.
Повторение
Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст.
Упражнения в создании текстов разного типа:
Предложение. Знаки препинания в конце предложений
Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений
второстепенными членами. Связь слов в предложении
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.
Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части
речи
Части речи их различение. Разбор слова как части речи
Звуки и буквы. Алфавит. Звукобуквенный разбор слов
Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих
правил.
Упражнения в применении изученных правил правописания

Содержание курса в 3-м классе
Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, еѐ назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание (13 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и
невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в
предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в
словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово в языке и речи (18 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное
значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как
сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление).
Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного
слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи
(общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с
безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки.
Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости
согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука.
Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.
Перенос слов.
Состав слова (16 часов).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе,
окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с
помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова
(сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их
написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных
звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности
проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание
проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне
слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др.
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы
проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в
корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках
о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.
Разделительный Ъ.
Части речи (55 часов).
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение,
предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и
нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен
существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен
существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после
шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие
на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые

употребляются только в единственном числе (молоко, молодѐжь) или только во множественном
числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в
предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи
прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с
именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как
часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного
и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам.
Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание
не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор
наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов
в прямом и переносном значении.
Повторение изученного за год –5 часов.
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав
слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в
корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Содержание курса в 4-м классе
Фонетика и графика
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердостимягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и
непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики
звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги.
Слогообразующая роль гласных звуков. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости
и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь)
знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с
йотированными гласными е, , ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование
небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца),
пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при
работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (в объеме орфоэпического словаря учебника).
Использование орфоэпического словаря учебника, других орфоэпических словарей русского языка
при определении правильного произношения слов.
Лексика
Слово и его лексическое значение. Различение однозначных и многозначных слов. Различение
прямого и переносного значений слова (простейшие случаи). Наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, устаревших слов (простейшие случаи).
Выявление в художественном тексте слов, употребленных в переносном значении, эмоциональнооценочных слов, эпитетов, сравнений, олицетворений (без терминологии). Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием "родственные (однокоренные) слова". Различение однокоренных слов и
различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно

выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различение изменяемых
и неизменяемых слов.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных
одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных
собственных и нарицательных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего
рода. Изменение имен существительных по числам. Начальная форма имени существительного.
Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение
принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имен
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам,
числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного. Местоимение. Общее представление о
местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го
лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи
Глагол. Общее значение, употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов,
отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее,
прошедшее и будущее время глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и
будущем времени (спряжение). Способы определения и спряжения глаголов (практическое
овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение слова, словосочетания и предложения (осознание их сходства и различия). Различение
предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по
эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных
членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов
предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в
словосочетании и предложении. Наблюдение за однородными членами предложения. Нахождение и
самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными
членами.
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах:
- раздельное написание слов в предложении;
- употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и
фамилиях людей, кличках животных);
- написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
- написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
- правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
- написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
- написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
- правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;
- употребление разделительного мягкого (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков;
- написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- раздельное написание предлогов.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
- написание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- написание безударных падежных окончаний имен прилагательных;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа;
- наличие или отсутствие мягкого знака (ь) в глаголах на -ться и -тся;
- написание безударных личных окончаний глаголов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Развитие речи
Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Корректирование
текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Написание собственных текстов по
заданным заглавиям. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение
типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного
типа.
Изложение (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинение как виды письменной работы.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности,
богатства и выразительности письменной речи.

Тематическое планирование предмета «Русский язык» в 1 классе

№

Наименование раздела и его тем
Раздел 1 Добукварный период
Раздел 2 Букварный период. Обучение
письму.
Раздел 3. Послебукварный период (14 часов)

Количество часов
по разделу
26
61

Количество
контрольных работ

14

1

Раздел 4 Язык и речь, их значение в жизни
людей
Раздел 5. Текст и предложение.
Раздел 6. Слова, слова, слова…
Раздел 7. Слово и слог. Ударение.
Раздел 8. Перенос слов
Раздел 9. Ударение.
Раздел 10. Звуки и буквы.
Раздел 11. Повторение и закрепление.

2
3
4
2
2
2
21
8

Резерв
Итого

1
132

1

2

Тематическое планирование предмета «Русский язык» в 2 классе
№ Название раздела
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Наша речь
Текст
Предложение
Слова слова, слова….
Звуки и буквы.
Части речи
Имя существительное
Глагол
Имя прилагательное
Местоимение
Предлоги
Повторение
Итого:

Кол- во часов
3
4
12
14
53
2
15
18
13
3
5
12
136

Кол-во
контрольных работ

1
1
1

1

1
4

Тематическое планирование предмета «Русский язык» в 3 классе

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Раздел и тема
Язык и речь.
Текст. Предложение. Словосочетание.
Слово в языке и речи.
Состав слова.
Правописание частей слова.
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное.
Местоимение.
Глагол.
Повторение материала за год.
Итого

Кол – во часов
2
13
17
15
24
2
33
17
4
18
9
136

К/Р
1
1
1

1

1
5

Тематическое планирование предмета «Русский язык» в 4 классе
№
1
2
3
4

Название раздела
Повторение
Предложение
Слово в языке и речи
Имя существительное

Кол-во час.
12
9
19
10

Кол-во к\р
1

1

5
6
7
8

Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Повторение
Итого

10
9
10
18
136

1
3

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575793
Евдощук Любовь Александровна
С 16.03.2021 по 16.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (424) 439-32-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».