Приложение к ООП МБОУ «НОШ с. Поречье» Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 1-4 класс Пояснительная записка Рабочая программа «Русский язык», 1-4 класс составлена на основе примерной программы «Русский язык» УМК «Школа России», авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. .Горецкий, Н.А. Федосова, 4 части. В соответствии с учебным планом на изучение курса «Русский язык» отводится 4 ч в неделю. Всего 132 часов (33 учебные недели) в 1 классе. Из них 121 час – обучение письму, 44 часа – русский язык; 136 часов во 2-4 классах (34 учебных недели ) В рабочей программе общее количество часов по разделам соответствует общему количеству часов примерной программы. Требования к результатам изучения Личностные результаты 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Содержание курса в 1 классе Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учѐтом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определѐнной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твѐрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребѐнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приѐмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. Содержание курса во 2-м класс Наша речь Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речевой деятельности человека. Диалог и монолог Текст Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста Заглавие Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. Предложение Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Предложения, различные по цели высказывания. Второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Распространѐнные и нераспространѐнные предложения. Связь слов в предложении Слова, слова, слова…. Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Работа со словарѐм синонимов. Антонимы Работа со словарѐм антонимов. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах. Корень слова. Работа со словарѐм однокоренных слов. Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словообразующая функция ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Перенос слов. Правила переноса Звуки и буквы. Звуки и буквы. Алфавит. Употребление прописной (заглавной) буквы. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом». Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ѐ, ю, я и их функции в слове. Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. Способы проверки безударных гласных в корне. Упражнения в написании слов с безударными гласными. Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме. Согласные звуки, их признаки. Согласный звук [и'] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твѐрдые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ѐ, ю, ь. Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Шипящие согласные. Звонкие и глухие согласные звуки, и их обозначение буквами. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного согласного. Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне. Разделительный мягкий знак (ь). Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Использование на письме разделительного мягкого знака. Части речи Общее представление о частях речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией. Имя существительное Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. Общее представление об имени существительном как части речи Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи Одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных) Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) Число имѐн существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи. Глагол Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста Число глагола. Изменение глагола по числам Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи Правописание частицы не с глаголом Обобщение знаний о глаголе Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений Текст-повествование и роль в нѐм глаголов. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов Изменение имѐн прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Обобщение знаний об имени прилагательном Обобщение по теме «Имя прилагательное» Понятие о тексте-описании. Роль имѐн прилагательных в тексте-описании. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). Местоимение Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. Текстрассуждение. Структура текста-рассуждения. Обобщение по теме Предлоги Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи Правописание предлогов с именами существительными. Проект «В словари за частями речи!» Обобщение знаний о частях речи. Повторение Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа: Предложение. Знаки препинания в конце предложений Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи Части речи их различение. Разбор слова как части речи Звуки и буквы. Алфавит. Звукобуквенный разбор слов Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. Упражнения в применении изученных правил правописания Содержание курса в 3-м классе Язык и речь (2 часа) Виды речи. Речь, еѐ назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Текст, предложение, словосочетание (13 часов) Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. Слово в языке и речи (18 часов) Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление). Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. Состав слова (16 часов). Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ. Части речи (55 часов). Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодѐжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Повторение изученного за год –5 часов. Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Содержание курса в 4-м классе Фонетика и графика Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердостимягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, , ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (в объеме орфоэпического словаря учебника). Использование орфоэпического словаря учебника, других орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов. Лексика Слово и его лексическое значение. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значений слова (простейшие случаи). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, устаревших слов (простейшие случаи). Выявление в художественном тексте слов, употребленных в переносном значении, эмоциональнооценочных слов, эпитетов, сравнений, олицетворений (без терминологии). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Состав слова (морфемика) Овладение понятием "родственные (однокоренные) слова". Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Морфология Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи Глагол. Общее значение, употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения и спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица. Частица не, ее значение. Синтаксис Различение слова, словосочетания и предложения (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Наблюдение за однородными членами предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Орфография и пунктуация Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах: - раздельное написание слов в предложении; - употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных); - написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт; - написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); - правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова); - написание проверяемых безударных гласных в корне слова; - написание парных звонких и глухих согласных в корне слова; - правила употребления разделительного мягкого (ь) знака; - раздельное написание предлогов с именами существительными; - написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова; - употребление разделительного мягкого (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков; - написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода; - раздельное написание частицы не с глаголами; - раздельное написание предлогов. Ознакомление с правилами правописания и их применение: - написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); - написание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин); - написание безударных падежных окончаний имен прилагательных; - раздельное написание частицы не с глаголами; - написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; - наличие или отсутствие мягкого знака (ь) в глаголах на -ться и -тся; - написание безударных личных окончаний глаголов. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Развитие речи Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Написание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Изложение (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинение как виды письменной работы. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Тематическое планирование предмета «Русский язык» в 1 классе № Наименование раздела и его тем Раздел 1 Добукварный период Раздел 2 Букварный период. Обучение письму. Раздел 3. Послебукварный период (14 часов) Количество часов по разделу 26 61 Количество контрольных работ 14 1 Раздел 4 Язык и речь, их значение в жизни людей Раздел 5. Текст и предложение. Раздел 6. Слова, слова, слова… Раздел 7. Слово и слог. Ударение. Раздел 8. Перенос слов Раздел 9. Ударение. Раздел 10. Звуки и буквы. Раздел 11. Повторение и закрепление. 2 3 4 2 2 2 21 8 Резерв Итого 1 132 1 2 Тематическое планирование предмета «Русский язык» в 2 классе № Название раздела п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Наша речь Текст Предложение Слова слова, слова…. Звуки и буквы. Части речи Имя существительное Глагол Имя прилагательное Местоимение Предлоги Повторение Итого: Кол- во часов 3 4 12 14 53 2 15 18 13 3 5 12 136 Кол-во контрольных работ 1 1 1 1 1 4 Тематическое планирование предмета «Русский язык» в 3 классе № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Раздел и тема Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание. Слово в языке и речи. Состав слова. Правописание частей слова. Части речи Имя существительное Имя прилагательное. Местоимение. Глагол. Повторение материала за год. Итого Кол – во часов 2 13 17 15 24 2 33 17 4 18 9 136 К/Р 1 1 1 1 1 5 Тематическое планирование предмета «Русский язык» в 4 классе № 1 2 3 4 Название раздела Повторение Предложение Слово в языке и речи Имя существительное Кол-во час. 12 9 19 10 Кол-во к\р 1 1 5 6 7 8 Имя прилагательное Местоимение Глагол Повторение Итого 10 9 10 18 136 1 3 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575793 Евдощук Любовь Александровна С 16.03.2021 по 16.03.2022