Окр.прир.мир 1доп-4 кл (2вар)

Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ,
ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И
МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

II вариант
1 дополнительный – 4 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
- Адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

образования обучающихся с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжѐлыми

и

множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ «НОШ с.
Поречье».
- С

учѐтом

санитарно-эпидемиологической

обстановки

рабочая

программа может быть реализована в дистанционном формате.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об
окружающем природном мире. Программный

материал по

предмету

«Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся
представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой
природы и человека. Актуализация и

закрепление

базовых

знаний

по

программе «Окружающий природный мир» осуществляется благодаря
комплексному подходу в обучении детей с умеренной, тяжелой глубокой
умственностью и с ТМНР. Знания по программе «Окружающий природный
мир» необходимо реализовывать на уроках развития речи, математики,
чтения, изобразительной деятельности, а также и во время внеурочной
деятельности.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1 доп.- 4 классов
для детей с умеренной, тяжѐлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями),
2

тяжѐлыми

и

множественными

нарушениями развития в МБОУ «НОШ с. Поречье» и составлена с учѐтом
возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их
знаний и умений.

Цель программы – формирование представлений о живой и неживой
природе,о взаимодействии человека с природой, бережного отношения
к природе.
Основные задачи
1. Уточнение имеющихся у детей представлений о живой и неживой природе,
2. Формирование новых знаний об основных ее элементах,
3. Расширение на основе наблюдений представлений о взаимосвязи

живой инеживой природы;
4. Формирование умения наблюдать за природными явлениями,

сравниватьих, составлять описания доступным обучающемуся
способом;
5. Формирование знаний о природе своего края;
6. Обучение детей бережному отношению к природе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Окружающий природный мир» представлен в
предметной области «Окружающий мир» в 1 доп. - 4 классах по 2 часа в
неделю.
Рабочая программа предмета «Окружающий природный мир» в 1 доп. - 4
классах определена учебным планом МБОУ «НОШ с. Поречье» и рассчитана
на 33 (в 1х классах) и 34 (во 2х – 4х классах) учебные недели в соответствии с
3

расписанием.
1 дополнительный класс – 66 часов в год.
1 основной класс - 66 часов в год.
2 класс – 68 часов в год.
3 класс – 68 часов в год.
4 класс – 68 часов в год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика

обучающихся

данной

категории

дает

ограниченную

возможность закладывать в программу сведения о сложных явлениях в
органическом

и

неорганическом

мире,

исходя

из

вышеизложенного

содержание разделов программы базируется на знакомых обучающимся
объектах и явлениях природного мира и дает педагогу возможность
постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные,
временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями
природы.
Программа

построена

по

концентрическому

принципу,

с

учетом

преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип
позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее
дополнять их новыми сведениями. Содержание программы предполагает
большое количество наблюдений, в связи с этим особое значение придается
экскурсиям, позволяющим организовывать наблюдения за явлениями природы
и ее живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках рекомендуется
использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные
объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы.
Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы и наблюдения.
Формирование представлений у детей должно происходить по принципу « от
частного

к

общему».

Сначала

ребенок

знакомится

с конкретными

объектами, например, овощи: их строением, местом, где растут, учится
4

узнавать определенный объект среди нескольких предложенных объектов
(кружка, огурец, мяч). Затем ребенок знакомится с разными овощами
(помидор, огурец, капуста и пр.), учится их различать, объединять в группы.
Ребенок получает представление о значении овощей в природе и жизни
человека, о способах их переработки (приготовление салатов, варка, жарка, и
пр.).
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок
получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности
в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных
изменениях

(утро,

день,

вечер,

ночь),

учится

устанавливать

общие

закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием
растительного и животного мира, получает представления о среде обитания
животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание
ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные
приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена
растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними
животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия:
посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных
и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и
гуманному отношению к ней.
Программа представлена следующими разделами: «Объекты неживой
природы»,

«Растительный

представления».

Разделы

мир»,

«Животный

программы

призваны

мир»,

«Временные

обеспечить

учащихся

знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в
их непрерывном изменении и развитии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты ;
5

Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
пользуется речевыми и жестовыми формами

-

взаимодействия

для установления контактов, разрешения

конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых

-

играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании
совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т.
п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
6

- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
-

сообщает

о

дискомфорте,

вызванном

внешними

факторами

(температурныйрежим, освещение и. т.д.)
-

сообщает об изменениях в организме (заболевание,
ограниченностьнекоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно–бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:

-

проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить
одобрение,получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи

-

осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей:

одежды,игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
-

воспринимает

и

наблюдает

за

окружающими

предметами

и

явлениями,рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.

Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом дополнительном, основном классах, а также в
течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и
7

стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При
этом

не

является

принципиально

важным,

насколько

обучающийся

продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе
обучения

центральным

результатом

является

появление

значимых

предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее
осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и
контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во
взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД,
который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет
делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используются методы
наблюдения и динамического контроля.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа представлена следующими разделами:
Раздел 1. «Временные представления»
Раздел 2. «Животный мир»
Раздел 3. «Объекты природы»
Раздел 4. «Растительный мир»
Раздел 1. «Временные представления» 18 часов
Содержание раздела

Ожидаемые результаты

8

 Узнавание (различение)

Ребенок получает первые

частейсуток (утро, день,

представления о единицах измерения

вечер, ночь)

времени (сутки). Знакомится с

 Представление о сутках как

признаками дня и ночи, утра и вечера

опоследовательности (утро,

(например, день – на небе светит

день, вечер, ночь)

солнце, облака, светло; ночь – на

 Соотнесение частей суток

небепоявляются луна, звезды,

свидами деятельности

темно),

 Определение частей суток по
расположению солнца

знакомится со сменой частей суток,
ориентируясь на положение солнца
вразное время суток (утром солнце
поднимается над землей, днем –
стоит высоко, вечером – опускается
кземле, ночью – солнца нет,
появляются луна /месяц, звезды),
знакомится с видами деятельности
людей в разные части суток.
Ребенок знакомится с единицей

 Узнавание (различение) дней
недели

измерения времени – неделей,

 Представление о неделе как о

состоящей из дней; получает

последовательности 7 дней

представления о днях недели, их

 Различение выходных и

названии, последовательности,

рабочих дней

связывает их с определѐнными

 Соотнесение дней недели с

видами деятельности (например, в

определенными видами

понедельник хожу в бассейн); учится

деятельности

различать рабочие и выходные дни.

9

 Узнавание (различение)
месяцев
 Представление о годе как о

Ребенок получает представление о
годе как единице измерения времени.
Он учится называть отдельные

последовательности 12

месяцы, месяцы по сезонам. Ребенок

месяцев

знакомится с календарѐм, видами

 Соотнесение месяцев с
временами года
 Узнавание (различение)
календарей (настенный,

календарей, учится ориентироваться
в календаре (определять год, текущий
месяц, дни недели, предстоящую дату
и т.д.).

настольный и др.)
 Ориентация в календаре
(определение года, текущего

10

месяца, дней недели,
предстоящей даты и т.д.)
 Узнавание (различение) времен



года (весна, лето, осень, зима)

характерных признаках времени

по характерным признакам

года, учится их называть, наблюдает

Представление о годе как о

за изменениями в природе, погоде

последовательности сезонов

(например, осенью листья становятся

 Знание изменений,

желтыми, красными, оранжевыми,

происходящих в жизни

опадают; изменяется долгота дня,

человека в разное время года

изменяется температура, часто идет

 Знание изменений,



Ребенок получает представление о

дождь); знакомится с сезонными

происходящих в жизни

изменениями, происходящими в

животных в разное время года

жизни животных (например, зимой

Знание изменений,

медведь спит) и человека (например,

происходящих в жизни

весной сажают растения).

растений в разное время года
 Узнавание (различение)
явлений природы (дождь,

явлениях природы, их особенностях,

снегопад, листопад, гроза,

учится различать и называть явления

радуга, туман, гром, ветер)

природы. Учится соотносить явление

 Соотнесение явлений природы
с временем года


11

Ребенок получает представление о

Рассказ о погоде текущего дня

природы с временем года.

Раздел 2. «Животный мир» 16 часов
Содержание раздела

Ожидаемые результаты

 Знание строения животного

Знание строения животного

(голова, туловище, лапы, ноги,

(голова, туловище, шерсть, лапы,

рога, хвост, копыта, грива,

хвост, ноги, копыта, рога);

шерсть, вымя, пятачок, уши)


Ребенок получает

Знание основных признаков

представление о животном, его

животного

строении на примере собаки и

 Установление связи строения
тела животного с его образом

лошади, их отличии от других
представителей животного мира.

жизни
 Узнавание (различение)
домашних животных (корова,

животных (корова, свинья,лошадь,

свинья, лошадь, коза, овца

коза, овца (баран), кот, собака);

(баран), кот, собака)


Знание питания домашних
животных

 Знание способов передвижения


Знание чем питаются домашние
животные;
Ребенок

знакомится

домашними

с

животными,

домашних животных

особенностями

Объединение животных в

вида, звуками, которые издают

группу «домашние животные»

домашние животные, узнает, чем

 Знание значения домашних
животных в жизни человека
 Уход за домашними

12

Узнавание (различение) домашних

они

их

внешнего

питаются,

как

передвигаются. Ребенок учится
называть

их,

объединять

в

животными (котом, собакой и

группу по месту обитания (живут

др.)

рядом

с

человеком,

и

он

 Узнавание (различение)

ухаживает за ними), знакомится

детенышей домашних

со значением животных в жизни

животных (теленок, поросенок,
 жеребенок, козленок, ягненок,
котенок, щенок)

 Узнавание (различение) диких
животных (лиса, заяц, волк,

человека, учится ухаживать за
ними; знакомится с детенышами
домашних животных.

Узнавание (различение) диких
животных (лиса, заяц, волк, медведь,

медведь, лось, белка, еж, кабан, лось, белка, еж, кабан, тигр);
тигр)
 Знание питания диких
животных
 Знание способов передвижения
диких животных
 Объединение диких животных
в группу «дикие животные»
 Знание значения диких
животных в жизни человека


Узнавание (различение)
детенышей диких животных
(волчонок, лисенок,

медвежонок, зайчонок,
 бельчонок, ежонок)

13

Ребенок знакомится с дикими
животными, особенностями их
внешнего вида, их питанием,
способом передвижения. Ребенок
учится называть их, объединять в
группу по месту обитания (живут в
лесу, сами добывают себе корм);
знакомится с детенышамидиких
животных.

Узнавание (различение)
животных, обитающих в
природных зонах холодного

Ребенок знакомится с
животными, обитающими в
природных зонах холодного и

пояса (белый медведь, пингвин,

жаркого поясов, особенностями их

олень, песец, тюлень, морж)

внешнего вида, питанием, способом

Установление связи строения
животного с его местом обитания

передвижения. Ребенок учится
называть их, объединять в группу по

Знание питания животных

месту обитания (живут в холодных

Знание способов передвижения

климатических условиях, жарких

животных
 Узнавание (различение)

климатических условиях, сами
добывают себе корм); знакомится с

животных, обитающих в природных детенышами животных.
зонах жаркого пояса (верблюд, лев,
слон, жираф, зебра, черепаха,
носорог, обезьяна, бегемот,
крокодил)

14



Знание строения птицы

 Установление связи строения тела
птицы с ее образом жизни





Ребенок получает
представление о строении птицы на
примере голубя, его отличии от

Знание питания птиц

других представителей животного

Узнавание (различение)

мира. Их тело приспособлено к

домашних птиц (курица

полету, хотя некоторые виды птиц,

(петух), утка, гусь, индюк)

например киви и пингвины, потеряли

Знание особенностей внешнего способность летать. Перья имеют
вида птиц

важное значение в жизни птицы:

 Знание питания птиц

сохраняют тепло тела и

 Объединение домашних птиц в

защищают птицу от намокания;

группу «домашние птицы»


Знание значения домашних
птиц в жизни человека



Узнавание (различение)

крыльев птицы могут летать,
оперение придает телу птицы
обтекаемую форму, которая также

детенышей домашних птиц

облегчает передвижение в воздухе.

(цыпленок, утенок, гусенок,

Птицы издают разнообразные звуки.

индюшонок)

Одни используют для этого клюв,

 Узнавание (различение) зимующих

другие — оперение. Большинство

птиц (голубь, ворона, воробей,

птиц голосовыми сигналами и

дятел, синица,

песнями общаются друг с другом.

снегирь, сова)

15

благодаря перьям

Ребенок знакомится с

 Узнавание (различение)

домашними птицами,

перелетных птиц (аист,

особенностямиих внешнего вида,

ласточка, дикая утка, дикий

звуками, которые издают домашние

гусь, грач, журавль)

птицы, чем питаются, как



Знание питания птиц

передвигаются.



Объединение перелетных птиц





Ребенок учится называть их,

в группу «перелетные птицы»

объединять в группу по месту

Объединение зимующих птиц

обитания (живут рядом с человеком,

в группу «зимующие птицы»

и он ухаживает за ними), знакомится

Знание значения птиц в жизни

со значением птиц в жизни

человека, в природе

человека; знакомится с детенышами

Узнавание (различение)

домашних птиц.

водоплавающих птиц (лебедь,
утка, гусь, пеликан)
 Знание значения птиц в жизни
человека, в природе

Ребенок знакомится с птицами,
особенностями их внешнего вида, их
питанием, способом передвижения.
Ребенок учится называть их,
объединять в группу по месту
обитания (живут в лесу, в
городе). Значение птиц в жизни
человека и в природе. Ребенок
получает представление о зимующих
и перелетных птицах, учится
объединять их в группы. Внимание
обращается на то, что зимующие
птицы нуждаются в заботе человека
(корм, кормушки).
Ребенок знакомится с
водоплавающими птицами, местом
обитания, особенностями их
внешнего вида, их питанием,

16

способом передвижения, учится
называть их, определять значение
птиц в жизни человека, в природе.


Знание строения рыбы (голова,
туловище, хвост, плавники,
жабры); установление связи
строения тела рыбы с ее
образом жизни


Знание строения рыбы (голова,
туловище, хвост, плавники, жабры);
Установление связи строения
тела рыбы с ее образом жизни;
Ребенок получает представление

Знание питания рыб

о строении рыбы напримере

 Узнавание (различение) речных

окуня, его отличии от других

рыб (сом, окунь, щука)
 Знание значения речных рыб в
жизни человека, в природе
 Узнавание (различение)



представителей животного мира.
Ребенок получает представление о
рыбах, особенностяхвнешнего вида,
способе передвижения, их питании

морских обитателей (кит,

(едят водоросли, других рыб).

дельфин, морская звезда,

Ребенок учится узнавать их по

медуза, морской конек,

внешнему виду, называть;

осьминог, креветка)

знакомится со значением рыб в

Знание строения морских
обитателей; установление связи

жизни человека, вприроде.
Узнавание (различение) морских

строения тела морского обитателя

обитателей (кит, дельфин,морская

с его образом жизни

звезда, медуза, морской конек,

 Знание питания морских
обитателей
 Знание значения морских

осьминог, креветка);
Ребенок знакомится с
морскими обитателями,

обитателей в жизни человека, в

особенностями их внешнего вида,

природе

питания, способами
передвижения;

17

 Знание строения насекомого;
установление связи строения
тела насекомого с его образом
жизни
 Знание питания насекомых

Знание строения насекомого;
Установление связи строения тела
насекомого с его образом жизни;
Ребенок получает представление о
строении насекомогона примере

 Узнавание (различение) речных жука, его отличии от других
насекомых (жук, бабочка,

представителей животного мира.

стрекоза, муравей, кузнечик,

Ребенок знакомится с насекомыми,

муха, комар, пчела, таракан)

особенностями их внешнего вида, их

 Знание способов передвижения питанием; учится узнавать и
насекомых
 Знание значения насекомых в
жизни человека, в природе

называть их, объединять в группы по
способу передвижения (например,
бабочка – летает, кузнечик –
прыгает, муравей – ползает). Ребенок
получает представления о
насекомых, приносящих пользу
человеку (например, пчела –
выработка меда, приготовление
лекарств; кузнечик, муравей – едят
вредных насекомых) и вред (муха,
таракан) человеку.
Внимание ребенка обращается на
соблюдение осторожности,
например, не трогать улей,
муравейник, не ловить осу.

18

Раздел 3. «Объекты природы» 16 часов
Содержание раздела
 Узнавание Солнца


Знание значения солнца в
жизни человека и в природе



Узнавание Луны



Знание значения луны в жизни
человека и в природе



Узнавание (различение)
небесных тел (планета, звезда)



Знание знаменитых
космонавтов



Узнавание изображения Земли
из космоса



Узнавание глобуса – модели
Земли



Знание свойств воздуха



Знание значение воздуха в
природе и жизни человека



Различение земли, неба



Определение
месторасположения земли и
неба

19

Ожидаемые результаты
Ребенок получает
представление о Солнце
как источнике тепла и
света, знакомится со значением
солнца в жизни человека и в природе.
Солнечный свет необходим всему
живому: человеку, животным,
растениям. Для роста растений и
живых организмов нужен
солнечный свет. В сильную жару
нужно носить головной убор,
нельзя долго загорать на солнце.
Ребенок получает представление о
Луне как спутнике Земли, который
движется вокруг нее (Луна - небесное
теле, расположенное в космосе ближе
всего к Земле). На Луне нет воздуха
и, поэтому, там не может быть жизни.
Ребенок знакомится с формой луны,
получает представления о том, что



Определение
месторасположения объектовна

стороны Луны, что Луна никогда не

земле и небе

меняет форму, хотя мы ее видим

 Узнавание (различение) форм
земной поверхности




человек всегда видит только одну

Знание значения горы (оврага,

разной (при ее движении вокруг
земли солнечный свет падает на Луну
и освещает различные участки).

равнины) в природе и жизни

Ребенок получает представление о

человека

небесных телах (планеты, звезды,

Изображение земной
поверхности на карте

 Узнавание (различение) суши
(водоема)

луна, кометы и др.), Солнце как
одной из звезд, Земле – планете, на
которой мы живем, знакомится с
названиями планет, созвездий (знаки
Зодиака). Рекомендуем посетить
планетарий, музей Космонавтики,
Обсерваторию. Ребенок знакомится с
достижениями в исследовании
Космоса: первый полет человека в
космос, запуск спутников, лунохода;
с космонавтами (Ю. Гагарин, В.
Терешкова и др.).
Ребенок получает представления о
том, что планета Земля – это
огромный шар, а глобус – модель
Земли, знакомится с экватором,
двумя полюсами Земли – северным и
южным. Внимание ребенка
обращается на особенности
изображения воды и суши: зелѐный
— равнины, коричневый — горы,

20

голубой – вода. Ребенок учится
находить моря (океаны) и материки.
 Узнавание леса


Ребенок получает представление о

Знание значения леса в

лесе как месте, где растѐт много

природе и жизни человека

деревьев, кустов, трав, грибов, ягод,

 Различение растений
(животных) леса
 Соблюдение правил поведения
в лесу

живут животные. Знакомится со
значением леса в природе и жизни
человека; правилами поведения в
лесу, бережным отношением к
природе (нельзя ломать ветки,
сорить, трогать муравейники и т.п.).

 Узнавание луга

Ребенок получает представление о

 Узнавание луговых цветов

луге как месте, где растѐт много

 Знание значения луга в природе травянистых растений. Знакомится со
и жизни человека

значением луга в природе и жизни
человека (живут насекомые, пасутся
животные, отдыхают люди и т.п.).

 Узнавание почвы

Ребенок получает представление о

 Знание свойств почвы

почве – верхнем слое земли. В состав

 Знание значения почвы в жизни почвы входят перегной, глина, песок,
человека
 Узнавание (различение)

Знакомится с главным свойством

полезных ископаемых (уголь,

почвы – плодородием; значением

нефть, гранит, торф, гранит,

почвы в природе, в народном

известняк, песок, глина,

хозяйстве. Внимание обращается на

алюминий, медь, золото)

охрану почв.

 Знание способов добычи
полезных ископаемых

21

вода, минеральные соли, воздух.

Узнавание (различение)
полезных ископаемых (уголь, нефть,



Знание значения полезных
ископаемых в жизни человека

гранит, торф, гранит,
известняк,песок, глина,
алюминий, медь, золото);
Ребенок получает
представление о некоторых
полезных ископаемых (уголь,
нефть,торф – горючие полезные
ископаемые; гранит, известняк,
песок, глина - строительный
материал; алюминий, медь – цветные
металлы), знакомится со способами
добычи и их использованием.
Например, продукты переработки
нефти (бензин, керосин) используют
в качестве горючего для машин, из
золота делают ювелирные
украшения, гранит используют при
строительстве зданий. Внимание
обращается на экономное
использование недр земли.

 Узнавание воды
 Знание свойств воды


Узнавание воды;
Ребенок получает

Знание значения воды в

представление о воде, наблюдая

природе и жизни человека

заводой в быту и природе (вода

 Узнавание реки
 Знание значения реки (ручья) в
природе и жизни человека
 Соблюдение правил поведения

из крана, колодца, в реке, дождь),
знакомится со свойствами воды
(текучая, прозрачная, без цвета,
запаха, вкуса, способна
растворять

22

на реке

некоторые вещества (сахар, соль),

 Узнавание водоема

непостоянство формы, три состояния




Знание значения водоемов в

– пар, жидкость, лед); значением

природе и жизни человека

воды в природе и жизни человека

Соблюдение правил поведения

(пьют, поливают, моются, стирают,

на озере (пруду)

готовят). Познакомить ребенка с
необходимостью употребления в
пищу чистой воды.
Знание значения реки (ручья) в
природе и жизни человека;
Ребенок получает представление о
реке (ручье) как месте, где течет
вода, есть два берега;знакомится со
значением реки (ручья,родника) в
природе и жизни человека(живут
рыбы, животные пьют воду, можно
купаться, плавать на лодке и т.п.).
Ребенок знакомится с правилами
поведения на реке (нельзякупаться
без взрослых, заходить на глубину,
набирать воду в рот).
Соблюдение правил поведенияна
озере (пруду)
Ребенок получает представление о
водоеме (озеро, пруд, море) как
месте, где много стоячей воды, есть
берег; знакомитсясо значением
водоемов в природе и
жизни человека (живут рыбы,

23

животные пьют воду, можно
купаться, плавать на лодке и т.п.).
Ребенок знакомится с правилами
поведения на озере, пруду.
 Узнавание огня


Знание свойств огня (полезные
свойства, отрицательное)

 Знание значения огня в жизни


Узнавание огня;
Ребенок получает представление
об огне, наблюдая за огнем
(например, пламенем горящей

человека

свечи), знакомится со значением

Соблюдение правил

огняв жизни человека: полезные

обращения с огнем

свойстваогня - тепло и свет
(освещает, согревает, используется
при приготовлении пищи). Особое
внимание ребенка обращается на
отрицательное свойство огня подвижность, на опасность, которую
несет огонь (пожар). Ребенок
знакомится с правилами обращения
с огнем.

Раздел 4. «Растительный мир» 16 часов
Содержание раздела


Узнавание (различение)
растений (дерево, куст, трава)



Узнавание (различение) частей
растений (корень, ствол/
стебель, ветка, лист, цветок)

24

Ожидаемые результаты
Ребенок получает представление о
растениях, их отличительных
признаках (например, дерево —
ствол, трава - низкая и т.п.); учится
различать части растений (корень,



Знание значения частей
растения



Знание значения растений в
природе и жизни человека

ствол/ стебель, ветка, лист, цветок),
называть их. Внимание обращается
на значение каждой части растения.
Например, листья образуют
питательные вещества на свету, из
них происходит испарение воды,
растение дышит при помощи листа.
Ребенок знакомится со значением
растений в природе и жизни
человека.





Узнавание (различение)
деревьев (берѐза, дуб, клѐн, ель,

деревьев (берѐза, дуб, клѐн, ель,

осина, сосна, ива, каштан)

осина, сосна, ива, каштан);

Знание строения дерева (ствол,
корень, ветки, листья)







узнавание (различение)

Узнавание (различение)

Ребенок знакомится с
деревьями, отличительными
особенностями; учится называть их,

плодовых деревьев (вишня,

объединять в группы (хвойные,

яблоня, груша, слива)

лиственные). Ребенок получает

Узнавание (различение)

представления о значении деревьев в

лиственных и хвойных

природе и жизни человека

деревьев

(например, очищают воздух,

Знание значения деревьев в

используют в строительстве).

природе и жизни человека


Узнавание (различение)
кустарников (орешник,

садовыми кустарниками,

шиповник, крыжовник,

особенностями строения, учатся

смородина, бузина,

различать деревья и кустарники,

боярышник)

25

Ребенок знакомится с лесными и

знакомятся с плодами кустарников



Знание особенностей внешнего (крыжовник, шиповник, смородина и
строения кустарника



Узнавание (различение)
лесных и садовых кустарников



др.). Особое внимание обращается на
то, что есть ядовитые ягоды, их рвать
нельзя.

Знание значения кустарников в
природе и жизни человека



Узнавание (различение)
фруктов (яблоко, банан, лимон,

(яблоко, банан,лимон, апельсин, груша,

апельсин, груша, мандарин,

мандарин, персик, абрикос, киви) по

персик, абрикос, киви) по

внешнему виду (вкусу, запаху);

внешнему виду (вкусу,


внешнему виду, запаху, вкусу;

Различение съедобных и

различать съедобные и несъедобные

Знание значения фруктов в
жизни человека



Ребенок учится узнавать фруктпо

запаху)
несъедобных частей фрукта


Узнавание (различение) фруктов

Знание способов переработки
фруктов

части фрукта; знакомится с местом,
где растут фрукты (на дереве в саду).
Ребенок знакомится со значением
фруктов в жизни человека, получает
представления о сборе урожая,
знакомится со способами их
переработки (изготовление сока,
варенья, джема и др.).

 Узнавание (различение) овощей Ребенок учится узнавать овощи по

26

(лук, картофель, морковь,

внешнему виду, запаху,

свекла, репа, редис, тыква,

вкусу; различать съедобные и

кабачок, перец) по внешнему

несъедобные части овоща;

виду (вкусу, запаху)

знакомится с местом, где растут



Различение съедобных и
несъедобных частей овоща



Знание значения овощей в
жизни человека



Знание способов переработки
овощей

овощи (на грядке в огороде). Ребенок
знакомится со значением овощей в
жизни человека, получает
представления о сборе урожая,
знакомится со способами
переработки овощей (варка, жарка,
засол, маринование и др.).



Узнавание (различение) ягод

Ребенок учится узнавать ягоды по

(смородина, клубника, малина,

внешнему виду, запаху, на вкус,

крыжовник, земляника, черника,

называть их; учится объединять в

ежевика, голубика, брусника,

группы по месту, где растут (лесные,

клюква) по внешнему виду (вкусу,

садовые). Внимание ребенка

запаху)

обращается на то, что некоторые



Различение лесных и садовых
ягод

ягоды растут на кустах (например,
смородина, крыжовник), другие на

 Знание значения ягод в жизни
человека
 Знание способов переработки
ягод

маленьких кустиках (например,
брусника, черника), а некоторые
ягоды являются плодами
травянистых растений (например,
земляника). Знакомится со значением
ягод в жизни человека, со способами
переработки (изготовление сока,
варенья, джема и др.). Внимание
ребенка обращается на соблюдение
мер предосторожности (не брать, не
есть незнакомые ягоды).



Узнавание (различение) грибов Ребенок учится узнавать грибы по
(белый гриб, мухомор,
подберѐзовик, лисичка,

27

внешнему виду, знакомится с их
строением, учится различать и



подосиновик, опенок, поганка,

называть их; определять место, где

вешенка, шампиньон) по

растут грибы (лес), объединять в

внешнему виду

группы (съедобные/ несъедобные

Знание строения гриба (ножка,

грибы). Ребенок знакомится со

шляпка)


значением грибов в природе и жизни

Различение съедобных и
несъедобных грибов

человека, со способами их
переработки (варка, жарка, засол,

 Знание значения грибов в
природе и жизни человека
 Знание способов переработки
грибов

консервирование). Внимание ребенка
обращается на соблюдение мер
предосторожности (не брать
незнакомые грибы, не есть сырые,
незнакомые грибы).







Узнавание (различение)
садовых цветочно- декоративных

(различение) садовых цветочно-

растений (астра,гладиолус,

декоративных растений (астра,

георгин, тюльпан, нарцисс, роза,

гладиолус, георгин, тюльпан,

лилия, пион, гвоздика)

нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика);

Узнавание (различение)

Ребенок учится узнавать

дикорастущих цветочно-

цветочно-декоративные растения по

декоративных растений

внешнему виду, знакомится с их

(ромашка, фиалка, колокольчик,

строением, учится различать и

лютик, василек,подснежник,

называть их; определять место, где

ландыш)

растут цветы (луг, сад, лес). Ребенок

Знание строения цветов
(корень,

стебель,

листья,

цветок);
 Соотнесение цветения
цветочно-декоративных

28

Узнавание

знакомится с особенностями
выращивания цветочнодекоративных растений, их
значением в природе и жизни
человека.

растений с временем года
 Знание значения цветочнодекоративных растений в
природе и жизни человека
 Узнавание травянистых





Ребенок знакомится с травянистыми

растений

растениями, их строением, местом

Узнавание (различение)

произрастания; учится узнавать

культурных и дикорастущих

дикорастущие травы, пряные

травянистых растений

травянистые растения, за которыми

(петрушка, укроп, базилик,

ухаживает человек, по внешнему

кориандр, мята, одуванчик,

виду, запаху, учится различать и

подорожник, крапива)

называть их; определять место, где

Знание значения трав в жизни

они растут (в огороде на грядке).

человека

Ребенок знакомится со значением

Узнавание (различение)

трав в жизни человека.

лекарственных растений
(зверобой, ромашка, календула
и др.)


Знание значения
лекарственных растений в
жизни человека



Узнавание (различение)

Ребенок получает представление о

комнатных растений (герань,

комнатных растениях, их отличии от

кактус, фиалка, фикус)

дикорастущих растений (комнатное

 Знание строения растения

растение растет в помещении, в



горшке, за ним ухаживает человек),

Знание особенностей ухода за
комнатными растениями

29

строении; знакомится с



Знание значения комнатных
растений в жизни человека

особенностями ухода за комнатными
растениями (подкормка,
температурный и световой режим,
полив), значением в жизни человека
(украшение помещения, очищение
воздуха в помещении).



Узнавание (различение)

Узнавание

зерновых культур (пшеница,

(различение) зерновых культур

просо, ячмень, рожь, кукуруза,

(пшеница, просо, ячмень, рожь,

горох, фасоль, бобы) по внешнему

кукуруза, горох, фасоль, бобы) по

виду

внешнему виду;

 Значения зерновых культур в
жизни человека

Ребенок знакомится с
зерновыми культурами, их
строением, учится различать по
внешнему виду, называть их;
знакомится с местом, где растут
зерновые культуры (на грядке в
огороде, поле). Получает
представление о значении зерновых
культур в жизни человека; уважении
к труду хлебороба, уважительному
отношению к хлебу.



Узнавание (различение)
растений природных зон

растениями, растущими в природных

холодного пояса (мох,

зонах холодного пояса, их

карликовая береза)

особенностями в зависимости от



30

Ребенок знакомится с

Знание особенностей растений

климатических условий (деревья

природных зон холодного

низкие, небольшое количество

пояса

растений). Ребенок учится различать

 Узнавание (различение)



и называть их.

растений природных зон

Ребенок знакомится с

жаркого пояса (кактус,

растениями, растущими в природных

верблюжья колючка, пальма,

зонах жаркого пояса, их

лиана, бамбук)

особенностями в зависимости от

Знание особенностей растений

климатических условий (например, в

природных зон жаркого пояса

засушливых местах - листья
маленькие, колючки, длинный
корень). Ребенок учится различать и
называть их.

1 дополнительный класс
Содержание программы.
Понятие сутки. Понятие год. Окружающая природа. Явления природы.
Основные признаки животного. Общие представления о группах животных.
Птицы. Рыбы. Насекомые. Объекты природы (солнце). Знакомство с лесом.
Лес - место, где растѐт много деревьев, кустов, трав, грибов, ягод, живут
животные. Представление о воде. Вода в быту и природе. Представление о
растениях. Фрукты (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик,
абрикос, киви). Различение по внешнему виду (вкусу, запаху).
Овощи (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок,
перец). Различение по внешнему виду (вкусу, запаху). Грибы. Садовые
цветочно- декоративных растения (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс,
роза, лилия, пион, гвоздика).
Планируемые результаты освоения программы.
Формирование представления о единицах измерения времени (сутки).
Ребенок получает представление о годе как единице измерения времени.
Наблюдает за изменениями в природе. Представление о явлениях природы.
Формирование представлений о животных, группы животных.
31

Представление о птицах, на примере голубя, его отличии от других
представителей животного мира. Узнавание солнца. Представление о Солнце
как источнике тепла и света. Ребенок получает представление о лесе.
Узнавание воды. Наблюдает за водой в быту и природе. Узнавание (различение)
растений. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин,
груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис,
тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Учится узнавать грибы
по внешнему виду. Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных
растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион,
гвоздика).
1 основной класс
Содержание программы.
Понятие сутки. Части суток (день, ночь). Понятие неделя. Представление о
годе как о смене 4 сезонов. Признаки животного, характеристика. Группы
животных. Солнце в жизни человека и в природе. Земля, небо. Знание значения
леса в природе. Свойства воды. Представление о растениях, их отличительных
признаках (например, дерево — ствол, трава - низкая и т.п.). Фрукты (яблоко,
банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви). Различение
по внешнему виду (вкусу, запаху). Овощи (лук, картофель, морковь, свекла,
репа, редис, тыква, кабачок, перец). Различение по внешнему виду (вкусу,
запаху). Строение гриба. Дикорастущие цветочно- декоративных растений
(ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш).
Планируемые результаты освоения программы.
Представления о единицах измерения времени (сутки). Знакомство с
признаками дня и ночи, утра и вечера. Знакомится с единицей измерения
времени – неделей. Узнаѐт (различает) 4 сезона года. Наблюдает за
изменениями в природе, погоде. Формирование представления о животных.
Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Различение земли,

32

неба. Узнавание леса. Знакомится со свойствами воды (текучая,
прозрачная, без цвета, запаха, вкуса, способна растворять некоторые вещества
(сахар, соль). Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание
(различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин,
персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание
(различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква,
кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знакомится со строением
гриба. Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений
(ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш).

2 Класс
Содержание программы.
Понятие сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Представление
измерения времени – неделей, состоящей из дней. Представление о годе как о
последовательности смены 4 сезонов. Явления природы. Основные признаки
животного. Строение птицы. Строения тела птицы с ее образом жизни.
Строение рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Насекомые. Луна
в жизни человека и в природе. Знание значения леса в жизни человека. Вода в
природе и жизни человека. Значение воды. Части растений (корень, ствол/
стебель, ветка, лист, цветок). Съедобные и несъедобные части фрукта.
Съедобные и несъедобные части овоща. Грибы (белый гриб, мухомор,
подберѐзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по
внешнему виду. Комнатные растения (герань, кактус, фиалка, фикус). Строение
цветов (корень, стебель, листья, цветок).
Планируемые результаты освоения программы.
Формируются представления о единицах измерения времени (сутки).
Знакомство с признаками дня и ночи, утра и вечера. Знакомство с днями
недели. Узнавание (различение) 4 сезона года. Узнавание (различение) явлений
природы. Знание основных признаков животного, их отличии от других
представителей животного мира. Знание строения птицы.
33

Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни.
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Отличает
насекомых от других представителей животного мира. Узнавание Луны.
Знание значения луны в жизни человека и в природе. Определение
месторасположения объектов на земле и небе. Узнавание леса. Знает
значение воды в природе и жизни человека (пьют, поливают, моются,
стирают, готовят). Учится различать части растений (корень, ствол/
стебель, ветка, лист, цветок), называть их.
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Различение
съедобных и несъедобных частей овоща. Узнавание (различение) грибов
(белый гриб, мухомор, подберѐзовик, лисичка, подосиновик, опенок,
поганка,

вешенка,

шампиньон)

по

внешнему

виду.

Узнавание

(различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус).
Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок).
3 класс
Содержание программы.
Повторение учебного материала 2 класса
Понятие сутки. Представление о сутках как о последовательности (утро,
день, вечер, ночь). Представления о днях недели, их названии.
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Явления
природы, их особенности. Строение животного. Особенности внешнего
вида птиц.
Питание рыб. Строение насекомого. Небесные тела (планеты, звезды,
луна, кометы и др.). Лес. Растения леса. Река. Значение частей растения.
Знание значения фруктов и овощей в жизни человека. Место, где растут
грибы (лес). Строение комнатного растения. Место, где растут цветы
(луг, сад, лес).
Планируемые результаты освоения программы.
Знакомится со сменой частей суток. Ориентируется в смене частей суток.
34

Различает дни недели. Знакомится с названиями 12 месяцев. Узнаѐт и различает
явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер).
Знает строение животного (основные части тела). Знание особенностей
внешнего вида птиц. Знание питания рыб. Знание строения насекомого. Ребенок
получает представление о небесных телах (планеты, звезды, луна, кометы и др.).
Различение растений леса. Узнавание реки.
Знает значение каждой части растения. Например, листья образуют
питательные вещества на свету, из них происходит испарение воды, растение
дышит при помощи листа. Знакомится со значением фруктов и овощей в жизни
человека, получает представления о сборе урожая. Определяет место, где растут
грибы (лес). Знание строения растения. Определяет место, где растут цветы
(луг, сад, лес).
4 класс
Содержание рабочей программы.
Повторение учебного материала 3 класса.
Понятие сутки. Последовательность частей суток. Последовательность
смены дней недели. Понятие календарь. Названия 12 месяцев. Соотнесение
явлений природы с временем года. Строение животного (голова, туловище,
лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши).
Строение птицы. Особенности внешнего вида насекомых, их питание.
Небесные тела (планеты, звезды, луна, кометы и др.). Лес. Животные леса.
Значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Значение растений в
природе и жизни человека. Способы переработки фруктов и овощей.
Значение грибов в природе и жизни человека. Уход за комнатными
растениями. Цветение цветочно - декоративных растений.
Планируемые результаты освоения программы.
Знакомится со сменой частей суток. Ориентируется в смене частей суток.
Различает дни недели. Формирование представления о календаре. Учится
называть отдельные месяцы. Соотносит явления природы с временем года.
35

Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела
животного с его образом жизни. Значение крыльев, перьев для жизни птиц.
Ребенок знакомится с насекомыми, особенностями их внешнего вида, их
питанием; учится узнавать и называть их. Узнавание (различение) небесных тел
(планета, звезда). Различение животных леса. Знание значения реки (ручья) в
природе и жизни человека. Знание значения растений в природе и жизни
человека. Знание способов переработки фруктов (изготовление сока, варенья,
джема и др.). Знакомится со способами переработки овощей (варка, жарка,
засол, маринование и др.). Знание значения грибов в природе и жизни человека.
Знание особенностей ухода за комнатными растениями (подкормка,
температурный и световой режим, полив). Соотнесение цветения цветочнодекоративных растений с временем года.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел

Колво
часов

1 класс
1 Школа
6

2 Квартира, дом, двор

36

11

Содержание

Называют названия, номера и адреса
школы. Ориентируются в классе, его
зонах и в местах расположения учебных
принадлежностей. Ориентируются в
помещениях школы, в школьной
территории; в распорядке школьного
дня. Называют директора школы,
учителей, врача. Соблюдают все
режимные моменты и требования
«Правила для учащихся». Приветствуют
работников школы, родителей и друг
друга. Поздравляют с праздниками
работников школы и родителей.
Уважительно относятся к старшим. Не
перебивают одноклассников, учителя во
время урока.
Различают части дома (стена, крыша,
окно, дверь, потолок, пол).
Ориентируются в помещениях своего
дома. Определяют типы домов

3 Предметы и материалы,
изготовленные человеком

3

4 Транспорт
3

5 Город
2

6 Предметы быта
37

4

(одноэтажные /многоэтажные, каменные/
деревянные). Классифицируют
помещения квартиры (комната,
прихожая, кухня, ванная комната, туалет,
балкон). Классифицируют предметы
мебели (стол, стул, диван, шкаф, кресло,
кровать). Различают предметы посуды,
предназначенные для сервировки стола
(тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка,
нож) и для приготовления пищи
(кастрюля, сковорода, чайник, нож).
Эмоционально участвуют в процессе
общения.
Узнают о бумаге, стекле. Называют
основные свойства материалов и
изготовленных из них предметов: стекло,
керамика – хрупкие, могут разбиться;
бумага – рвется, режется. Применяют
различные материалы. Соблюдают
правила безопасности при обращении с
предметами, изготовленными из стекла.
Называют инструменты, с помощью
которых работают с бумагой (ножницы,
игла). Не создают конфликтных
ситуаций на уроке.
Называют виды транспорта.
Рассказывают элементарные правила
дорожного движения и поведения
пешеходов. Показывают светофор,
переход. Изучают маршрут следования
от дома до школы и обратно.
Рассказывают правила поведения
пассажиров в транспорте.
Называют улицу и ее части: тротуар,
проезжая часть, переход, их назначение.
Тротуар, движение по тротуару.
Показывают движение по тротуару у
выездов со дворов домов. Рассказывают
о крупных объектах, расположенных
вблизи школы. Рассказывают о правилах
поведения на улице. Соблюдают чистоту
и порядок на улице. Не перебивают
одноклассников, учителя во время урока.
Называют электробытовые приборы
(телевизор, утюг, лампа, электрический

7 Традиции, обычаи

2

8 Страна
2

2 класс
1 Школа
5

2 Квартира, дом, двор
8

38

чайник). Рассказывают о назначении
электроприборов, о правилах техники
безопасности при пользовании
электробытовым прибором. Называют
предметы мебели (стол, стул, диван,
шкаф). Рассказывают о назначении
предметов мебели. Называют предметы
посуды (тарелка, стакан, кружка).
Определяют назначение предметов
посуды.
Называют традиции и атрибуты
праздников (Новый Год, День Победы),
школьные традиции.
Называют государство, в котором мы
живем, государственную символику
(герб, флаг, гимн), президента РФ (на
фото, видео); названия столицы
России. Не перебивают одноклассников,
учителя во время урока.
Называют профессии людей,
работающих в школе, о школьных
принадлежностях (школьная доска,
парта, мел, ранец, учебник, тетрадь,
дневник, карандаш, точилка, резинка,
фломастер, пенал, ручка, линейка,
краски, кисточка, пластилин и т.д.).
Представляют о себе как обучающемся в
коллективе одноклассников. Узнают о
дружеских взаимоотношениях.
Соблюдение правил учебного поведения.
Уважительно относятся к старшим. Не
перебивают одноклассников, учителя во
время урока.
Различают места общего пользования в
доме (чердак, подвал, подъезд,
лестничная площадка, лифт). Различают
помещения квартиры (комната,
прихожая, кухня, ванная комната, туалет,
балкон). Убранства дома.
Классифицируют предметы мебели
(стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло,
кровать, табурет,
комод).Классифицируют предметы
посуды, предназначенные для

3 Предметы и материалы,
изготовленные человеком
4

4 Транспорт
5

5 Город

39

4

сервировки стола (тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож) и для
приготовления пищи (кастрюля,
сковорода, чайник, половник,
нож).Различают электроприборы
(телевизор, утюг, лампа, вентилятор,
обогреватель, магнитофон, видеоплеер,
микроволновая печь, тостер, блендер,
электрический чайник, фен).
Представление о часах. Не создают
конфликтных ситуаций на уроке.
Узнают о резине, металле. Применяют
различные материалы. Называют
свойства резины (эластичность,
непрозрачность, водонепроницаемость).
Называют предметы, изготовленные из
резины (резиновые перчатки, сапоги,
игрушки и др.). Определяют свойства
металла (прочность, твѐрдость – трудно
сломать, тонет в воде). Называют
предметы, изготовленные из металла
(ведро, игла, кастрюля и др.).
Эмоционально участвуют в процессе
общения.
Называют виды транспорта, правила
выхода из транспорта и обход его,
таблички указателя остановок
транспорта, наземный, воздушный
транспорт. Рассказывают о профессиях
людей, работающих на транспорте.
Называют общественный транспорт.
Соблюдают правила пользования
общественным
транспортом. Показывают места посадки
и высадки из автобуса. Рассказывают,
как пользоваться общественным
транспортом (посадка в автобус, покупка
билета).
Называют: улица, переулок, площадь.
Называют названия улиц, переулков и
площадей, расположенных вблизи
школы и местожительства, номера
домов, подъездов, квартир. Находят дома
по адресу, находят заданный подъезд и
квартиру.

6 Предметы быта

7 Традиции, обычаи

2

2

8 Страна
4
3 класс
1 Школа
12

2 Квартира, дом, двор

18

3 Предметы и материалы,
изготовленные человеком

40

3

Классифицируют предметы мебели
(полка, табурет, комод), назначения
предметов мебели. Определяют виды
мебели (кухонная, спальная, кабинетная
и др.).
Классифицируют предметы посуды
(кастрюля, сковорода). Называют
назначение предметов посуды.
Называют традиции и атрибуты
праздников (8 марта, Масленица).
Эмоционально участвуют в процессе
общения.
Называют государственные праздники,
названия столицы России, основные
достопримечательности
столицы (Кремль, Красная площадь).
Повторение изученного во 2 классе.
Обращаются за разрешением к взрослым,
когда ситуация этого требует.
Соблюдают общепринятые нормы
поведения дома, на улице, в
общественных местах.
Повторение изученного во 2 классе.
Различают электронные устройства
(телефон, компьютер, планшет).
Используют предметы домашнего
обихода в повседневной жизни.
Показывают территорию двора (место
для отдыха, игровая площадка,
спортивная площадка, место для
парковки автомобилей, место для сушки
белья, место для выбивания ковров,
место для контейнеров с мусором,
газон). Ориентируются во дворе.
Уважительно относятся к старшим. Не
перебивают одноклассников, учителя во
время урока.
Узнают о ткани, керамике. Называют
свойства ткани (мягкая, мнется,
намокает, рвѐтся).
Называют предметы, изготовленные из
ткани (одежда, скатерть, штора,
покрывала, постельное бельѐ, обивка
мебели и др.). Называют инструменты, с

4 Транспорт
12

5 Город

8

6 Предметы быта

8

7 Традиции, обычаи
3
8 Страна

41

4

помощью которых работают с тканью
(ножницы, игла).
Рассказывают стоимость проезда и
правила приобретения контрольного
билета, правила пользования проездным
месячным билетом. Называют остановки
транспорта по пути следования в школу,
ближайшие остановки. Называют
водный транспорт, космический
транспорт, профессии людей,
работающих на транспорте.
Эмоционально участвуют в процессе
общения.
Повторение материала 2 класса.
Ориентируются в городе: умеют
находить остановки общественного
транспорта, магазины и др. места.
Представляют о профессиях людей,
работающих в городских учреждениях.
Называют электробытовые приборы
(микроволновая печь, тостер, блендер).
Рассказывают о назначении
электроприборов, правила техники
безопасности при пользовании
электробытовым прибором.
Классифицируют предметы мебели
(кресло, кровать), назначения предметов
мебели.
Классифицируют предметы посуды
(ложка, вилка, нож, чайник, половник,
нож), назначение предметов посуды.
Определяют кухонный инвентарь (терка,
овощечистка, разделочная доска,
дуршлаг, половник, открывалка),
назначение кухонного инвентаря. Не
перебивают одноклассников, учителя во
время урока.
Называют традиции и атрибуты
праздников (23 февраля, Пасха).
Эмоционально участвуют в процессе
общения.
Рассказывают об основных
достопримечательностях столицы
(Третьяковская Галерея, Большой театр).
Называют города России (Санкт-

Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и
др.). Достопримечательности городов
России.
4 класс
1 Школа
12

2 Квартира, дом, двор
18

3 Предметы и материалы,
изготовленные человеком

4 Транспорт

3

12

5 Город
8

6 Предметы быта

42

8

Повторение изученного в 3 классе.
Узнают о дружеских взаимоотношениях.
Соблюдают правил учебного поведения.
Уважительно относятся к старшим. Не
перебивают одноклассников, учителя во
время урока.
Повторение изученного во 2-3 классе.
Узнают благоустройство квартиры
(отопление, канализация,
водоснабжение, электроснабжение).
Умеют вести себя в случаях
чрезвычайной ситуации (отсутствие
света, воды и т.д.). Внимательно
слушают окружающих.
Узнают о пластмассе. Называют
свойства пластмассы (лѐгкость,
хрупкость). Называют предметы,
изготовленные из пластмассы (бытовые
приборы, предметы посуды, игрушки,
фломастеры, контейнеры и т.д.).
Эмоционально участвуют в процессе
общения.
Называют специальный транспорт,
профессии людей, работающих на
специальном транспорте.
Определяют места посадки и высадки из
трамвая. Рассказывают, как пользоваться
общественным транспортом (посадка в
трамвай, покупка билета).
Повторение материала 3 класса.
Называют районы, улицы, площади,
здания родного города. Соблюдают
правила поведения в общественных
местах. Соблюдают правила поведения
на улице. Рассказывают об истории
родного города.
Называют электробытовые приборы
(фен, кондиционер). Рассказывают о
назначении электроприборов, о правилах
техники безопасности при пользовании

7 Традиции, обычаи
3

8 Страна

43

4

электроприборами.
Классифицируют предметы мебели,
назначения предметов мебели;
предметы посуды, назначение предметов
посуды.
Классифицируют предметы интерьера
(светильник, зеркало, штора, скатерть,
ваза, статуэтки, свечи). Рассказывают о
назначении предметов интерьера.
Показывают часы (наручные, настенные,
механические, электронные часы).
Определяют части часов: стрелки,
циферблат. Знание назначения часов
(частей часов). Не перебивают
одноклассников, учителя во время урока.
Рассказывают о символике и атрибутах
православной церкви (храм, икона, крест,
Библия, свеча, ангел), нравственные
традиции, принятые в православии.
Эмоционально участвуют в процессе
общения.
Рассказывают о правах и обязанностях
гражданина России. Изучают документы,
удостоверяющие личность гражданина
России (паспорт, свидетельство о
рождении). Называют значимые
исторические события России,
выдающиеся люди России.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое:
- Коммуникативные символы;
-

картины, наглядные пособия;

-

предметов различной формы, величины,цвета;

- граф. схемы, таблицы-пиктограммы с изображениями занятий,
моментови др. событий;
- невербальные средства общения (жест, мимика, голос);
- электронные презентации;
- дидактическе игры по лексическим темам;
- шнуровки, липучки;
- посуда-вставления (стаканчики одинаковой величины);
- паззлы, лото, разрезные картинки;
- предметы для
шары,бусины);

нанизывания

на

стержень, шнур, нить (кольца,

- звучащие предметы для встряхивания;
предметы
для
сжимания (мячи
различной
фактуры,
разногодиаметра);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в

т.ч.природ

- наборы предметов для занятий («Нумикон», Монтессори-материал и др.).
Материалы и оборудование:
технические средства обучения (включая специализированные
компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства)
- учебные столы;
44

-

доска

большая

крепления); -

универсальная

предметные

и

(с

сюжетные

возможностью
картинки,

магнитного

фотографии

с

изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи
действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий,
операций самообслуживания, используемых при этом предметов.

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (424) 439-32-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».